Исследование волевой саморегуляции. Тест-опросник А

Цель исследования : определить развития волевой саморегуляции.

Процедура исследования

Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

Инструкция испытуемому . Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, или неверно данное утверждение по к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).

Тест
  1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.
  2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.
  3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.
  4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
  5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.
  6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
  7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
  8. Я всегда «гну» свою линию.
  9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
  10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
  11. Я считаю себя терпеливым человеком.
  12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
  13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
  14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою наприязнь к нему.
  15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
  16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
  17. Считаю себя решительным человеком.
  18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
  19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
  20. Испортить мне настроение не так-то просто.
  21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
  22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
  23. Переспорить меня трудно.
  24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
  25. Меня легко отвлечь от дел.
  26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
  27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
  28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
  29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
  30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.
Обработка результатов

Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому суммарный балл по «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13:

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

Другие новости по теме:

  • Выявление структуры темперамента с помощью опросника Русалова
  • Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)
  • Индекс жизненного стиля (Life Style Index). Опросник Плутчика – Келлермана – Конте
  • Исследование профессиональной направленности личности учителя
  • Личностный опросник Плутчика Келлермана Конте (Life Style Index, LSY)
  • Характер представляет собой устойчивое сочетание психических свойств человека, в которых выражается его отношение к окружающему, способы поведения и реагирования. Характер – это единство индивидуального и типического, потому что в каждом симптомокомплексе свойств характера имеются свои особенные подструктуры с их неповторимыми взаимоотношениями. Вероятно, главными в симптомокоплексе характера являются волевые черты, которые при интеграции их в свойства личности определяют силу или слабость характера. Таким образом, характер не является простой совокупностью или случайным набором отдельных черт. Все его свойства взаимосвязаны, взаимозависимы. В результате закономерных взаимосвязей черт характер представляет собой целостную иерархическую структуру. В этой иерархии одни черты основные, определяющие, ведущие, а другие – подчиненные. Каждое из структурных свойств характера формируется при жизни в онтогенезе как способ реализации отношений в деятельности и общении.

    В структуре характера могут преобладать интеллектуальные, эмоциональные или волевые компоненты.

    Физиологической основой характера является динамический стереотип. Его особенности, так же как воспитание и сложности отношений с людьми, могут породить акцентуации характера, то есть чрезмерные усиления отдельных черт, которые приводят к дисгармоничному обращению человека с другими людьми, неадекватному отношению к себе, деятельности и так далее.

    Для изучения свойств характера предлагаются тест-опросники диагностики уровня волевой саморегуляции, склонности к риску и выявление преобладающих характерологических тенденций.

    Задание 32
    Исследование склонности к риску

    Цель исследования: оценить склонность к риску. Материал и оборудование: опросник А.Г.Шмелева, бланк для ответов и ручка.

    Процедура исследования

    При исследовании возможен как индивидуальный, так и групповой варианты. В последнем случае важно обеспечить независимость ответов испытуемых. Каждый получает текст опросника с инструкцией и бланк для ответов, состоящий из номеров вопросов и расположенной рядом графы для ответов.

    Инструкция испытуемому. "Перед Вами набор утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Если верно, то в листе ответов против номера этого утверждения, поставьте знак "плюс" (+), а если неверно – "минус" (-).

    Опросник

      Я часто говорю до того, как обдумать сказанное.

      Мне нравится быстрая езда.

      Я часто меняю свои интересы и увлечения.

      Лучший способ приобрести настоящих друзей – говорить людям то, что о них думаешь.

      Во множестве случаев вопрос на экзамене может быть поставлен так, что он оказывается совершенно не связанным с программой, и вся подготовка оказывается бесполезной.

      Жизнь без опасностей мне не кажется слишком скучной.

      Если хочешь занять высокое положение по службе, следуй пословице "Тише едешь – дальше будешь".

      Азартные игры мешают развитию у человека чувства ответственности за то, чтобы принимать продуманные решения.

      Я быстрее испытываю скуку от какого-либо занятия, чем большинство людей, делающих то же самое.

      Я лучше пройду пешком две-три остановки, когда тороплюсь, а автобуса долго нет, хотя знаю, что автобус меня догонит, вместо того, чтобы ждать.

      Мне интересно сделать так, чтобы подзадорить кого-нибудь.

      Только неожиданные обстоятельства и некоторое чувство опасности позволяют мне мобилизовать свои силы.

      Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

      Только по-настоящему смелые действия позволяют человеку получить известность и признание.

      Мне неприятны те лица, которые из-за собственной прихоти превращают серьезные дела в легкомысленные игры.

      Когда я вырабатываю конкретный план действий, я почти всегда уверен (уверена), что мне удастся его осуществить.

      Когда на небе светит солнце, я никогда не беру с собой на прогулку зонт, даже если прогноз обещает дождь.

      Я часто стремлюсь испытать возбуждение.

      Мне неприятно, когда мне навязывают пари, даже если я полностью уверен (уверена) в своем мнении по данному вопросу.

      В некоторых случаях я не остановлюсь перед тем, чтобы солгать, если мне нужно произвести хорошее впечатление.

      По-настоящему умный человек избегает скороспелых решений – он умеет дождаться таких моментов, когда действовать можно наверняка.

      Я не считаю, что трюки, выполняемые цирковыми акробатами, без страховочного пояса, выглядят более впечатляющими.

      Я предпочитаю работу, включающую перемены к путешествиям, даже если она может быть небезопасной.

      Я всегда плачу за провоз багажа на транспорте, даже если не опасаюсь проверки.

      Я думаю, что стоит верить в свой шанс, даже когда перевес не на моей стороне.

      В творческом деле главное – это дерзкий замысел, пусть даже в результате нас ждет неудача из-за нелепых случайностей.

      Я не пожалею денег ради того, чтобы в нужный момент выглядеть состоятельным и привлекательным человеком.

      Когда при встрече мой знакомый на меня не смотрит, я не стану навязывать ему свое общение и здороваться первым.

      Большинство людей не понимает, до какой степени их судьба зависит от случая.

      Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и комфортом, с одной стороны, и безопасностью, с другой, я выберу безопасность.

      Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю острое увлечение какой-либо затеей.

      Я предпочитаю приобретать такую одежду, про которую я твердо знаю, что она надежна и выглядит хорошо независимо от скачков моды.

      Когда я играю в различные игры, я люблю взять инициативу на себя, даже зная, что противник только и ждет этого.

      Во время путешествий я люблю отклоняться от известных маршрутов.

      Я часто попадаю в такие ситуации, из которых мне хочется поскорее выбраться.

      Если я даю обещание, то практически всегда сдерживаю его, независимо от того, удобно мне это или нет.

      Если мой непосредственный начальник будет "зажимать" мои новаторские идеи, у меня хватит смелости довести их до сведения руководителя более высокого ранга.

      Азартные игры развивают у человека способность принимать смелые решения в сложных жизненных ситуациях.

      Когда я читаю остросюжетную книгу, я никогда не тороплюсь быстрее узнать, чем все кончится, и с удовольствием читаю по порядку.

      Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

      Лучший способ вызвать искреннее отношение к себе – доверять людям.

      Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю счастливое ощущение покоя и комфорта.

      Мне бывает гораздо труднее купить одну дорогую вещь, чем ряд дешевых вещей той же суммарной стоимости.

      Если я играю, то я предпочитаю играть или спорить на что-нибудь.

      Люди слишком часто безрассудно тратят собственное здоровье, переоценивая его запасы.

      Если мне не грозит штраф, то я перехожу улицу там, где удобно, а не там, где положено.

      Я не рискую покупать одежду без примерки.

      Только смелый человек способен на подлинно благородное отношение к людям, независимо от того, как они относятся к нему.

      В командной игре важнее всего взаимная подстраховка.

      В жизни людям на самом деле очень часто приходится играть в опасную игру "пан или пропал".

    Обработка результатов

    Цель обработки результатов – получить показатель величины склонности к риску как черты характера. Показатель подсчитывают по числу совпадений знаков ответов согласия-несогласия на утверждения шкалы склонности к риску.

    № утверждения и знак ответа

    2+, 3+, 4+, 6-, 7-, 8-, 9+, 11+, 12+, 13-, 14+, 15-, 17+, 18+, 19-, 21-, 22-, 23+, 25+, 26+, 27+, 28-, 3-, 31+, 32-, 33+, 34+, 37+, 38+, 39+, 40+, 41+, 42-, 43-, 44+, 45-, 47-, 48+, 49-, 50+.


    Для оценки отношения испытуемого к исследованию в опроснике заданы утверждения, согласие с которыми свидетельствует об искренности отвечающего, а несогласие – о неискренности.

    Шкала искренности: Ответы "Неверно" ("-") по пунктам: 1, 5, 10, 16, 20, 24, 29, 35, 36, 46.

    Показатель совпадений ответов по второй шкале, равный 8, 9 или 10, свидетельствует о недостоверности результатов тестирования. В этом случае тестирование нужно повторить, обратив дополнительное внимание испытуемого на инструкцию.

    Анализ результатов

    Анализ склонности к риску как черты характера имеет важное значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности. В ходе анализа результатов следует ориентироваться на то, что показатель склонности к риску может варьировать от 0 до 40. Чем больше величина показателя, тем больше склонность к риску.

    Если показатель склонности к риску составляет 30 и более единиц, то ее уровень является высоким, такого человека можно назвать рискующим при условии, что его ответы были достаточно искренними. Если показатель в границах от 11 до 29 – то склонность к риску средняя, а если меньше, чем 11, то уровень риска низкий, такой человек не любит рисковать, и его можно назвать осмотрительным.

    Во время интерпретации результатов следует принять во внимание, что большая склонность к риску свидетельствует не только о решительности, но может вести и к авантюризму,

    Задание 33
    Исследование волевой саморегуляции

    Цель исследования: определить уровень развития волевой саморегуляции.

    Материал и оборудование: тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана, бланк для ответов я ручка.

    Процедура исследования

    Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

    Инструкция испытуемому. "Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то "минус" (-).

    Тест

    1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.
    2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.
    3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.
    4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
    5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.
    6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
    7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
    8. Я всегда "гну" свою линию.
    9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в "хорошей форме".
    10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
    11. Я считаю себя терпеливым человеком.
    12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
    13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
    14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою наприязнь к нему.
    15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
    16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
    17. Считаю себя решительным человеком.
    18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
    19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
    20. Испортить мне настроение не так-то просто.
    21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
    22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
    23. Переспорить меня трудно.
    24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
    25. Меня легко отвлечь от дел.
    26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
    27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
    28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
    29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
    30. Меня обычно сильно раздражает, когда "перед носом" захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

    Обработка результатов

    Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам "настойчивость" (Н) и "самообладание" (С).

    Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

    В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале "В" должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале "настойчивость" – от О до 16 и по субшкале "самообладание" – от 0 до 13:

    Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.


    Анализ результатов

    В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

    Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.

    Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы "В" эта величина равна 12, для шкалы "Н" – 8, для шкалы "С" – 6.

    Высокий балл по шкале "В" характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

    Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

    Субшкала "настойчивость" характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

    Субшкала "самообладание" отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

    На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

    Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

    Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.

    Задание 34
    Исследование характерологических тенденций

    Цель исследования: установить преобладающие характерологические тенденции личности.

    Материал и оборудование: перечень 128 черт, предложенный Т.Лири для составления характерологического портрета человека, два регистрационных бланка и карандаши.

    Методики исследования

    Исследование характерологических тенденций состоит из двух методик. На первом этапе используется методика самооценки испытуемым собственных свойств, а на втором – методика взаимооценки. Поэтому в исследовательскую группу входят экспериментатор и два испытуемых, желательно таких, которые знают друг друга хотя бы 1,5-2 месяца.

    Методики исследования могут применяться последовательно то одним, то другим испытуемым, либо одновременно. В последнем случае важно, чтобы испытуемые были размещены не ближе чем 2 м друг от друга. Каждый из них получает перечень из 128 черт, регистрационный бланк и карандаш. Экспериментатор дает им инструкции и при одновременной работе двух испытуемых следит за соблюдением самостоятельности.

    Инструкция первому испытуемому для самооценки черт характера: "Перед Вами перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые Вы с полной уверенностью можете отнести к себе, и обведите соответствующий номер черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть искренним и по возможности объективным".

    Инструкция второму испытуемому для взаимооценки черт характера: "Перед Вами перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые Вы с полной уверенностью можете отнести к Н. (то есть первому испытуемому), и обведите номер соответствующей черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть по возможности объективным".

    Перечень черт

    1. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

    2. Уверен в себе.

    3. Пользуется уважением у других.

    4. Не терпит, чтобы им командовали.

    5. Откровенный.

    6. Жалобщик.

    7. Часто прибегает к помощи других.

    8. Ищущий одобрения.

    9. Доверчив и стремится радовать других.

    10. Любит ответственность.

    11. Производит впечатление значительности.

    12. Обладает чувством достоинства,

    13. Ободряющий.

    14. Благодарный.

    15. Злой, жестокий.

    16. Хвастливый.

    17. Своекорыстный.

    18. Способен признать свою неправоту. 19 Деспотичный.

    20. Умеет настоять на своем.

    21. Великодушен, терпим к недостаткам.

    22. Начальственно-повелительный.

    23. Стремится покровительствовать.

    24. Способен вызвать восхищение.

    25. Предоставляет другим принимать решения.

    26. Прощает все.

    27. Кроткий.

    28. Может проявить безразличие.

    29. Бескорыстный.

    30. Любит давать советы.

    31. Зависимый, несамостоятельный.

    32. Самоуверен и напорист.

    33. Ожидает восхищения от каждого.

    34. Часто печален.

    35. На него трудно произвести впечатление.

    36. Общительный и уживчивый.

    37. Открытый и прямолинейный.

    38. Озлобленный.

    39. Любит подчиняться.

    40. Распоряжается другими.

    41. Способен быть критичным к себе.

    42. Щедрый.

    43. Всегда любезен в обращении.

    44. Уступчивый.

    45. Застенчивый.

    46. Любит заботиться о других.

    47. Думает только о себе.

    48. Покладистый.

    49. Отзывчивый к призывам о помощи.

    50. Умеет распоряжаться, приказывать.

    51. Часто разочаровывается.

    52. Неумолимый, но беспристрастный.

    53. Часто гневлив.

    54. Критичен к другим.

    55. Всегда дружелюбен.

    56. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).

    57. Способен проявлять недоверие.

    59. Ревнивый.

    60. Любит "поплакаться".

    61. Робкий.

    62. Обидчивый, щепетильный.

    63. Часто недружелюбен.

    64. Властный.

    65. Безынициативный.

    66. Способен быть суровым.

    67. Деликатный.

    68. Всем симпатизирует.

    69. Деловитый, практичный.

    70. Переполнен чрезмерным сочувствием.

    71. Внимательный и ласковый.

    72. Хитрый и расчетливый.

    73. Дорожит мнением окружающих.

    74. Надменный и самодовольный.

    75. Чрезмерно доверчив.

    76. Готов довериться любому.

    77. Легко смущается.

    78. Независимый.

    79. Эгоистичный.

    80. Нежный, мягкосердечный.

    81. Легко поддается влиянию других.

    82. Уважительный.

    83. Производит впечатление на окружающих.

    84. Добросердечный.

    85. Охотно принимает советы.

    86. Обладает талантом руководителя.

    87. Легко попадает впросак.

    88. Долго помнит обиды.

    89. Легко поддается влиянию друзей.

    90. Проникнут духом противоречия.

    91. Портит людей чрезмерной добротой.

    92. Слишком снисходителен к окружающим.

    93. Тщеславный.

    94. Стремится снискать расположение каждого.

    95. Восхищающийся, склонный к подражанию.

    96. Охотно подчиняется.

    97. Со всеми соглашается.

    98. Заботится о других в ущерб себе.

    99. Раздражительный.

    100. Стыдливый.

    101. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.

    102. Дружелюбный, доброжелательный.

    103. Добрый, вселяющий уверенность.

    104. Холодный, черствый.

    105. Стремящийся к успеху.

    106. Нетерпим к ошибкам других.

    107. Благорасположенный ко всем без разбора.

    108. Строгий, но справедливый.

    109. Всех любит.

    110. Любит, чтобы его опекали.

    111. Почти никогда и никому не возражает.

    112. Мягкотелый.

    113. Другие думают о нем благосклонно.

    114. Упрямый.

    115. Стойкий и крутой, где надо.

    116. Может быть искренним.

    117. Скромный.

    118. Способен сам позаботиться о себе.

    119. Скептичен.

    120. Язвительный, насмешливый.

    121. Навязчивый.

    122. Злопамятный.

    123. Любит соревноваться.

    124. Стремится ужиться с другими.

    125. Неуверенный в себе.

    126. Старается утешить каждого.

    127. Самобичующий.

    128. Бесчувственный, равнодушный.

    Регистрационный бланк


    Обработка результатов

    Цель обработки результатов – получить индексы восьми характерологических тенденций и на их основе высчитать показатели двух основных тенденций: "Доминирование" и "Дружелюбие". Результаты исследования по методикам самооценки и взаимооценки обрабатываются по одному и тому же принципу: сначала подсчитывают в баллах индексы по каждой тенденции с помощью нижеприведенного ключа и результаты заносятся в таблицу, а потом по специальной формуле определяют показатели доминирования и дружелюбия.

    Формулы для подсчета показателей основных тенденций составляются из величин восьми характерологических тенденций, обозначанных римскими цифрами.

    Доминирование = I – V + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

    Дружелюбие = VII – III + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

    Ключ

    Номера
    тенденций

    Номера перечня черт

    3, 10, 11, 19, 20, 22, 24, 30, 33, 40, 50, 64, 83, 86, 105, 113
    2, 12, 16, 28, 32, 47, 56, 69, 72, 74, 78, 79, 93, 104, 118, 123
    5, 15, 17, 37, 52, 53, 54, 63, 66, 99, 106, 108, 115, 116, 120, 128
    4, 6, 34, 35, 38, 51, 57, 59, 60, 62, 88, 89, 90, 114, 119, 122
    18, 27, 41, 44, 45, 48, 61, 65, 77, 96 100, 101, 112, 117, 125, 127
    9, 7, 8, 14, 25, 31, 39, 58, 75, 82, 85 87, 95, 110, 111, 121
    1, 36, 43, 55, 68, 71, 73, 76, 81, 84, 94, 97, 102, 107, 109, 124
    13, 21, 23, 26, 29, 42, 46, 49, 67, 70 80, 91, 92, 98, 103, 126

    Анализ результатов

    Вначале анализируются показатели каждой из восьми характерологических тенденций, устанавливаются наиболее и наименее выраженные тенденции в характере испытуемого по методике самооценки и взаимооценки. Минимальное значение тенденции – 0, а максимальное -16.

    Каждая характерологическая тенденция имеет три ступени выраженности. Эти степени приведены в расшифровке последовательно и подчеркнуты. Первая степень при величинах индексов от 1 до 5 баллов представляет собой адаптивный вариант проявляющейся черты характера по отношению к другим людям. Вторая степень – промежуточный вариант при баллах от 6 до 10. Третья степень, если индекс более 10 баллов, – свидетельство дезадаптивности тенденции характера. В целом можно считать, что чем больше величина индекса, тем значимее соответствующая характерологическая тенденция.

    Номера тенденций расшифровываются следующим образом.

    Первая тенденция (I) – доминантность – властность – деспотичность – отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способности брать на себя ответственность.

    Вторая тенденция (II) – уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность – отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в крайнем проявлении – эгоистичность и черствость.

    Третья тенденция (III) – требовательность – непримиримость – жестокость – позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера. Крайняя выраженность этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности.

    Четвертая тенденция (IV) – скептицизм – упрямство – негативизм – характеризует недоверчивость, положительность, ревность, обидчивость и злопамятность.

    Пятая тенденция (V) – уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость – позволяет оценить критичность к себе, скромность, робость, стыдливость.

    Шестая тенденция (VI) – доверчивость – послушнocmь – зависимость – оценивает такие качества, как уважительность, благодарность, стремление доставлять радость партнеру.

    Седьмая тенденция (VII) – добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм – характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность.

    Восьмая тенденция (VIII) – отзывчивость – бескорыстие – жертвенность – отражает деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать.

    Познание характера человека позволяет прогнозировать поведение человека и заранее корректировать и контролировать способы обращения к другим людям, действия и поступки. Особого внимания заслуживает анализ основных тенденций, какими являются доминирование и дружелюбие. В случае преобладания доминирования вероятнее конфликты и неправильное понимание отношений людей, сложнее организация эффективного с психологической точки зрения взаимодействия. Потому важно настроиться на дружелюбное и кооперативное взаимоотношение с другими.

    Выводы к 1 главе:

    1. Волевой самоконтроль в процессе деятельности человека может выступать определённым маркером характеризующим личность, отражает способность выполнять поставленные перед ним задачи в условиях стресса. Этому способствует такая определяющая черта характера как-самообладание.При большей её выраженности она способствует сбалансированной работе двух психологических механизмов:самоконтроля и коррекции.

    2. Адаптивные возможности отражают готовность человека к деятельности в затруднённых условиях. Они отражают качество протекания регуляторных процессов (степень напряжения) обеспечивающих динамическое равновесие (гомеостаз) организма как целого во внешней среде.

    3. Личность, вид деятельности которой связан с работой в экстремальных условиях сталкивается с целым рядом психогенных факторов: монотонность (изменнёная афферентация), десинхроноз, изменённая пространственная структура, дефицит информации, одиночество, групповая изоляция и угроза для жизни.

    Все выше перечисленные факторы могут способствовать проявлению целого ряда экстремальных состояний дезорганизующих деятельность человека (например, стресс, аффект, страх, панику и психологический кризис).

    Для раскрытия механизмов психических нарушений нам необходимо выявлять специфические особенности воздействия каждого из них.

    4. Соответствие образа Я и представлений личности о её возможностях работы в экстремальных условиях отражает степень адекватности (гармоничности личности).

    5. Анализ теоретической литературы по этой теме говорит о недостаточной освещённости этой проблемы, что в свою очередь подразумевает необходимость дальнейших исследований.

    психологический адаптация самоконтроль спецконтингент

    Эмпирическое исследование влияния волевого самоконтроля на поведение в экстремальных условиях

    Замысел и ход эмпирического исследования по оценке волевого самоконтроля на поведение в экстремальных условиях

    Объект исследования - поведение личности в экстремальных условиях.

    Предмет исследования - психологические механизмы влияния волевого самоконтроля на поведение в экстремальных условиях.

    Цель исследования: выявить профессиональные различия в психологических механизмах волевого самоконтроля на поведение в экстремальных условиях.

    Гипотеза: Предполагается, что волевой самоконтроль является ведущим фактором успешности деятельности в экстремальных условиях. Ведущими процессами при этом являются адаптация к определенным условиям, и саморегуляция поведения при решении задач.

    Задачи:

    1. Провести теоретический анализ исследований волевой сферы, адаптации и саморегуляции в экстремальных условиях.

    2. Разработать программу эмпирического исследования и обеспечить выполнение его процедур.

    3. Обосновать пути и условия формирования волевого самоконтроля у представителей спецконтингента.

    Аппарат исследования

    В исследовании приняли участие две группы испытуемых - всего 20 человек: участники сурдокамерных исследований, проводимых по инициативе РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина (7 человек) и бойцы спецназ МЮ РФ (13 человек), мужчины в возрасте 23-40 лет.

    Цель, задачи и условия многодневного исследования нервно-психической устойчивости спецконтингента в сурдокамере:

    Цель исследования: оценка переносимости спецконтингентом сложных условий существования в условиях регулируемой информационной экологической среды.

    Основные задачи исследования:

    · определение нервно-психической устойчивости спецконтингента;

    · изучение индивидуально-психологических особенностей и своеобразия индивидуального приспособления спецконтингента к условиям испытаний;

    · приобретение опыта работы в экологически замкнутых системах;

    · тренировка психологических функций, качеств, эмоционально-волевой сферы;

    · повышение уровня уверенности в себе;

    · получение психофизиологической информации для формирования индивидуальной программы совершенствования психофизиологических качеств спецконтингента в ходе подготовки к экстремальным условиям деятельности.

    Факторы окружающей среды, воздействующие на спецконтингент:

    1. пребывание в течение пяти суток под постоянным контролем в ходе 64 часов (без сна)

    2. непрерывный режим деятельности в ходе 64 часов (без сна)

    3. социальная изоляция (одиночество, ограничение обратной связи)

    4. замкнутое пространство

    5. биологическая изоляция (отсутствие посторонних звуков и солнечного света)

    6. навязанный режим деятельности в ходе пяти суток

    7. периодическое медицинское освидетельствование

    Методы исследования

    1. Наблюдение.

    2. Психологическое тестирование с помощью следующих методик:

    · Опросник НПН

    · МЛО-Адаптивность А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина

    · Методика определения нервно-психической устойчивости,

    · риска дезадаптации в стрессе»Прогноз»

    · Исследование волевой саморегуляции А В Зверькова,Е В Эйдмана

    · Методика диагностики готовности к риску Шуберта

    3. Методики описательной и индуктивной статистики.

    1. Опросник НПН

    Опросник предложен Т.А. Немчиным. Предназначен для выявления признаков нервнопсихического напряжения. Представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности

    Подсчет баллов производится путем их суммирования, при этом за отметку (+), поставленную против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» -- 2 балла и против пункта «в» -- 3 балла. Минимальное количество баллов, которое можно набрать, равно 30, а максимальное -- 90. Диапазон слабого, или «детензивного», нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или «интенсивного», -- от 51 до 70 баллов и чрезмерного или «экстенсивного», -- от 71 до 90 баллов.

    Бланк теста приведен в Приложении 1.

    2. МЛО-Адаптивность А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина

    Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.

    Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен -- не годен») до подробной личностной характеристики.

    Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

    Поведенческая регуляция (ПР) -- это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я концепции» и др. Система регуляции -- это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

    Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал -- КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена, с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

    Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

    Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов (приложение 11) и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

    Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.

    Шкалы 2-го уровня, соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.

    Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН).

    Шкала 4-го уровня -- личностный адаптационный потенциал (ЛАП).

    Инструкция: ответьте “Да” или “Нет” на приведенные ниже утверждения.

    Бланк теста привидён в Приложении 2

    3. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

    Методика позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

    Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально числу допущенных ошибок. Исследования также показали, что:

    · с возрастом готовность к риску падает;

    · у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

    · у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

    · у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

    · с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;

    · в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

    · «полностью согласен», «безусловное да»: + 2 балла;

    · «больше да, чем нет»: + 1 балл;

    · «ни да, ни нет», «нечто среднее»: 0 баллов;

    · «больше нет, чем да»: - 1 балл;

    · «полностью не согласен»: - 2

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией и оцените свой результат. Общая оценка дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения.

    Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.

    Показатели уровня готовности к риску:

    · Меньше -30 баллов - низкий.

    · -10…+10 баллов - средний.

    · Свыше 4-20 баллов - высокий.

    Бланк теста приведён в Приложении 3.

    4. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»

    Экспресс-методика «Прогноз» была разработана в 1986 г. в В-МедА им. С.М. Кирова Ю.А. Барановым, предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненые признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Методика широко используется в интересах профконсультации и профотбора.

    Методика содержит 84 вопроса (утверждения), на каждый из которых предлагается ответить «да» или «нет». Результаты анкетирования выражаются количественными показателями в баллах, на основании которых выноситься заключение об уровне нервно-психической устойчивости. Обработка данных производится с помощью «ключей», начиная со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов. Подсчитывается количество минусов, соответствующих данной шкале. Если по шкале искренности отмечено более 10 баллов, то использовать полученные данные в анализе не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы

    «Ключи» для обработки данных анкеты «Прогноз»

    Показатели по шкале нервно-психической неустойчивости получают суммированием количества плюсов для положительных ответов и количества минусов для отрицательных ответов. Далее полученные «сырые» значения переводятся в стены, и определяется уровень нервно-психической неустойчивости по данным анкеты «Прогноз». Анализ отдельных ответов позволяет уточнить особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.

    Лицам, у которых уровень НПУ равен 1-2 стенам, показана консультация у психоневролога (психиатра).

    С лицами, у которых уровень НПУ равен 3-4 стенам, необходимо осуществлять мероприятия медико-психологической коррекции

    Бланк теста приведён в Приложении 4.

    5. Исследование волевой саморегуляции А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана

    Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

    Инструкция испытуемому. "Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно, или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то "минус" (-).

    В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

    Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.

    Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы "В" эта величина равна 12, для шкалы "Н" - 8, для шкалы "С" - 6.

    Высокий балл по шкале "В" характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

    Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

    Субшкала "настойчивость" характеризует силу намерений человека - его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе - деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность - начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

    Субшкала "самообладание" отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

    На другом полюсе данной субшкалы - спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

    Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения, отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

    Бланк теста приведен в Приложении 5.

    Результаты исследования

    Рис. 1.

    1-я группа

    2-я группа

    В ходе нашего исследования нами использовался опросник НПН

    Полученные нами результаты занесены в таблицу 1 и отраженны на рисунке 1

    1-я группа

    2-я группа

    В ходе нашего исследования нами была использована методика МЛО-Адаптивность. Полученные нами результаты занесены в таблицу 2 и отражены на рисунке 2.


    Рис. 2.

    3. Результаты исследования методики Шуберта «Готовность к риску»Готовность к риску

    1-я группа

    Гот. риск

    2-я группа

    В ходе нашего исследования была использована методика «Готовность к риску».

    Полученные нами результаты занесены в таблицу3 и отражены на рисунке 3.


    4. Результаты исследования методики «Прогноз»

    В ходе нашего исследования нами была использована методика «Прогноз»

    Полученные нами результаты занесены в таблицу 4 и отражены на рис 4.

    Таблица 4

    1-я группа

    2-я группа


    5. Результаты исследования волевой саморегуляции


    Таблица 5

    1-я группа

    2-я группа

    В ходе нашего исследования нами была использована методика исследования волевой саморегуляции. Полученные результаты занесены в таблицу 5 и отражены на рис 5. Для проверки значимости различий в 1 и 2 группах нами был использован параметрический критерий Стьюдента для независимых выборок.

    Т-критерий для МЛО-Адаптивность

    Т-критерий для прогноз

    Анализ и интерпретация результатов исследования

    1. Результаты исследования нервно-психического напряжения сведены в таблицу N1. Как видно из таблицы 1 и рисунка 1 группа намного превосходит 2 группу. Это происходит потому, что у представителей 1 группы имеет место отсутствие нервно-психического напряжения.

    2. Результаты обследования теста МЛО-Адаптивность - 1 и 2 групп были сведены в таблицу N2.

    Как видно из таблицы 2 и рисунка 2 1 группа немного превосходит контрольную по шкалам АС, НПУ, КП, незначительно уступает по шкалам МН и во много раз превосходит по основной шкале ЛАП. Это происходит потому, что лица этой группы легко адаптируются к новым условиям деятельности, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации и быстро вырабатывают стратегию своего поведения.

    3. Результаты исследования методики «Готовность к риску» были сведены в таблицу N3. Как видно из таблицы 3 и рисунка 3 1 группа немного превосходит контрольную группу. Это происходит потому, что лица этой группы отличаются низкой мотивацией к избеганию неудач.

    4. Результаты исследования методики «Прогноз» были сведены в таблицу N4. Как видно из таблицы 4 и рисунка 4 1 группа незначительно превосходит контрольную. Это происходит потому, что у лиц этой группы больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.

    5. Результаты исследования волевой саморегуляции 1 и 2 групп были сведены в таблицу N5.Из таблицы 5 и рисунка 5 видно, что 1 группа незначительно превосходит 2 по шкалам Н и С и незначительно уступает 2 по шкале В. Это происходит потому, что у лиц этой группы прослеживается стремление к завершению начатого дела, более высокий уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.

    Как показывают приведённые данные в таблице N1 и таблице N2 достоверные статистические различия выявлены по Т-критерию теста НПН и шкале ЛАП теста МЛО-Адаптивность.

    Цель исследования: определить уровень развития волевой саморегуляции.

    Процедура исследования

    Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

    Инструкция испытуемому. Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).

    Тест

    1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.
    2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.
    3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.
    4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
    5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.
    6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
    7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
    8. Я всегда «гну» свою линию.
    9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
    10. 10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
    11. 11. Я считаю себя терпеливым человеком.
    12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
    13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
    14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою наприязнь к нему.
    15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
    16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
    17. Считаю себя решительным человеком.
    18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
    19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
    20. Испортить мне настроение не так-то просто.
    21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
    22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
    23. Переспорить меня трудно.
    24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
    25. Меня легко отвлечь от дел.
    26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
    27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
    28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
    29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
    30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

    Обработка результатов и интерпретация

    Определяется величина индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

    Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

    В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13

    Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

    • Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-
    • «Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+
    • «Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-

    В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
    Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.
    Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.

    Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.
    Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

    Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

    Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
    На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

    Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

    Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.

    Тест-опросник позволяет определить уровень развития волевой саморегуляции. Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

    Инструкция испытуемому. Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).

    Опросник
    1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело
    2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией
    3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева
    4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
    5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.
    6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

    7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
    8. Я всегда «гну» свою линию.
    9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
    10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
    11. Я считаю себя терпеливым человеком.
    12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
    13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
    14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.
    15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
    16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
    17. Считаю себя решительным человеком.
    18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
    19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
    20. Испортить мне настроение не так-то просто.
    21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
    22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
    23. Переспорить меня трудно.
    24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
    25. Меня легко отвлечь от дел.
    26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
    27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
    28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
    29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
    30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

    Обработка результатов и интерпретация

    Определяется величина индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).
    Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.
    В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13

    Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.
    Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-
    «Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+
    «Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-
    В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
    Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.
    Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.
    Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.
    Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
    Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.
    Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
    На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.
    Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.
    Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.