Сборник заданий и упражнений по пунктуации на тему "знаки препинания в сложном предложении". Упражнения Расставить запятые упражнения

Все перечисленные выше принципы преподавания пунктуации в школе в полном мере относятся к методам и приемам преподавания пунктуации в среднеобразовательной школе Беларуси.

Эти базовые принципы преподавания пунктуации явственно наличествует в учебнике по русскому языку (учебное пособие "Русский язык" для 8 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, 2011 (авторский коллектив Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик)) и предполагаются при выполнении многих типов упражнений по пунктуации. В этом учебнике (Русский язык: 8 кл.: к учебному пособию "Русский язык" для 8 класса учреждений общего среднего образования с белорус, и рус. яз. обучения, 2011 (авт. Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик и др.) / И.А. Москвина. - Минск: Сэр-Вит, 2011. - 168 с.) мы особое внимание уделяем параграфу 45 (задания 302, 303, 305) и параграфам 47-48.

Итак, представим некоторую систематизацию изучаемого:

1. Пунктуационный разбор формирует умение не только находить пунктограмму, но и объяснять выбор и место знака препинания.

Порядок пунктуационного разбора:

  • · сформулировать тезис рассуждения (что требуется доказать);
  • · привести общее правило, в соответствии с которым ставится тот или иной знак препинания;
  • · применить правило к конкретному случаю написания.
  • 2. Наблюдение над синтаксическими конструкциями может проводиться с помощью выразительного чтения, а также переписывания а) неосложненного (объяснить постановку или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым, вспомнить правило) и б) осложненного (переписать, расставляя знаки препинания).
  • 3. Обучающие диктанты (предупредительный, комментированный, объяснительный, контрольный, диктант по памяти и др.).
  • 4. Реконструирование (грамматическое видоизменение синтаксических конструкций), например: "Перепишите предложения, располагая причастные обороты после определяемого слова. Расставьте знаки препинания".
  • 5. Конструирование (составление предложений по схемам, опорным словам; по определенной теме, с учетом конкретной ситуации), например:

Составьте сложноподчиненные предложения с данными союзами, определите вид придаточных предложений. Объясните варианты постановки знаков препинания: Вследствие того (,) что; ввиду того (,) что; благодаря тому (,) что.

В зависимости от мыслительных операций и конечного результата вычленяются следующие виды пунктуационных умений:

видеть смысловые отрезки в готовых коммуникативных единицах, а также предвидеть их в создаваемых самим пишущим коммуникативных единицах;

пунктуационно правильно оформлять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

уметь обосновать место и выбор знака (знаков) препинания;

находить пунктуационные ошибки и исправлять их .

В процессе формирования у школьников пунктуационных умений на чужом материале, имеющемся в учебнике или привлекаемом учителем, применяются различные виды списывания и диктанта.

Списывание как вид пунктуационного упражнения

Неосложненное списывание состоит в переписывании дидактического материала в естественном виде, т.е. не имеющем каких-либо синтаксических или пунктуационных изменений.

Осложненное списывание - это переписывание учащимися дидактического материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения.

При осложненном списывании выполняются следующие пунктуационные задания:

вставить знаки препинания, пропущенные при. (называется смысловой отрезок, например однородные члены);

вставить пропущенные знаки препинания;

переставить такой-то смысловой отрезок (например, придаточное предложение) на другое место и поставить необходимые знаки препинания;

включить в предложение такой-то смысловой отрезок (например, обращение) и поставить необходимые знаки препинания.

  • · Диктант полный
  • · Диктант выборочный
  • · Диктант творческий

Упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений

Составление предложений учащимися играет важную роль в формировании у них пунктуационных умений. Оно обучает школьников упреждению содержания высказывания и средств его языкового выражения, предвидению возможного пунктуационного оформления.

Составление предложений из данных учителем синтаксических элементов (в качестве таких элементов могут быть отдельные предложения, словосочетания);

дополнение данной записи до предложения (эта запись может представлять собой как предложение, так и его часть);

составление предложений по схемам;

составление предложений по опорным словам (словосочетаниям);

составление предложений по данной теме;

составление предложений по ситуации, или "немой" диктант .

Упражнения по пунктуации в связи с составлением текстов

В качестве дидактического материала для этой работы используются готовые тексты, которые школьники пересказывают, и их экстралингвистические знания, на основе которых учащиеся создают свои тексты.

диктант с элементами изложения (сначала учащиеся часть текста записывают под диктовку, оставшуюся часть пишут как изложение);

свободный диктант (пересказ текста по абзацам);

диктант с продолжением;

изложение (пересказ текста, воспринятого в полном объеме; практикуется как подробный пересказ, так и сжатый) .

В процессе обоснования выбора места и самого знака препинания ход рассуждения может быть двояким: от знака (знаков) препинания к выделенному им (ими) пунктуационно-смысловому отрезку и от пунктуационно-смыслового отрезка к знаку (знакам) препинания. Упражнение, формирующее данное умение, называется пунктуационным разбором.

Пунктуационный разбор, начинающийся от знака препинания, выполняется учащимися в следующей последовательности:

называется знак препинания и определяется его функция;

указывается, двойной он или одинарный;

читается (называется) пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаком (знаками) препинания;

обозначаются графически условия выбора знака (знаков) препинания .

В школьном учебнике все пунктуационные правила иллюстрируются текстовыми примерами и графическими схемами предложений соответствующего типа. Умение «читать» такие схемы - необходимая предпосылка широкого использования их в обучении пунктуации. Поэтому попытаемся кратко охарактеризовать виды упражнений по пунктуации в той последовательности, которая соответствует основному дидактическому принципу от простого к сложному и, следовательно, приведенной выше типологии упражнений; покажем, как включаются в работу приемы использования графических схем при изучении, например, сложных предложений.

I. Упражнения на готовом языковом материале.

1. Составление схем данных предложений. Каждое записанное предложение сначала графически оформляется, т. е. в нем подчеркиваются главные члены, отмечаются союзы; если предложение сложное, над подлежащими каждой части ставится порядковый номер; только после этого составляется схема, на которой указываются знаки препинания.

2. Выборочное осложненное списывание. В тексте упражнения знаки препинания опущены; ученики находят в нем предложения, которые соответствуют данной схеме, и списывают только их, сразу же в процессе письма расставляя знаки препинания. Вместо 9-10 предложений ученик напишет, предположим, только 2-3, но, прежде чем списать именно эти предложения, он мысленно анализирует их, соотнося структуру каждого из них с данной схемой. Этот прием мы часто используем при выполнении домашних упражнений. Например, задание к упр. 224 может быть предложено в несколько измененном варианте: спишите предложения, соответствующие схеме

3. Выборочный диктант. Проводится так же, как и выборочное списывание, но текст упражнения дети воспринимают не зрительно, а на слух.

4. Предупредительный диктант. Схемы предложений из которых состоит текст диктанта, вычерчиваются на доске в произвольном порядке. Воспринимая предложение на слух, ученики определяют, какой схеме оно соответствует. Диктуя предложение для записи, учитель но схеме поясняет его структуру.



5. Пунктуационный разбор. Готовясь к пунктуационному разбору записанных предложений, ученики графически оформляют каждое из них, вычерчивают соответствующие схемы. Необходимые для работы схемы оформляются также и на доске (до урока учителем или в ходе занятий отвечающим учеником). Далее один ученик (с места) читает предложение, а другой показывает схему, которой оно соответствует, и кратко объясняет постановку знаков препинания. Экономнее по времени второй вариант этого же приема: схемы типов предложений, имеющихся в тексте работы, вычерчиваются на доске до урока, ученики графически оформляют предложения, «читают» первую схему и все соответствующие ей предложения, затем «читают» вторую схему и т. д.

Этот вариант мы широко используем при устной проверке домашних упражнений на расстановку знаков препинания.

II. Упражнения, связанные с изменением текстового материала.

1. Творческое списывание. Разнообразие вариантов заданий в конечном счете сводится к двум основным: 1) изменить предложение так, чтобы оно соответствовало данной схеме; 2) закончить предложение согласно схеме.

Например: 1) данное предложение Придетзима и накроет барсучью норку глубоким снежным сугробом. Схема:
,
Измененное предложение: Придетзима , глубокий снежный сугробнакроет барсучью норку. 2) данное начало предложения: Деревья роняют листья, и... Схема:
Законченное предложение: Деревьяроняют листья, и лесстановится прозрачным .

2. Творческий диктант. Проводится он так же, как творческое списывание, но тексты предложений воспринимаются детьми не зрительно, а на слух.

3. Графический диктант. Прослушав предложение, ученики вычерчивают его схему и ставят на ней соответствующие знаки препинания. Например: Травывысыпали в землю свои семена, и под ветром качаются их голые стебли .

Так как сами диктуемые предложения не записываются, графический диктант дает большую экономию учебного времени и его можно легко сочетать со многими другими видами работ.

III. Изложение с использованием графических схем. Подбирается небольшой текст, достаточно насыщенный предложениями определенных типов. Во время повторного чтения текста ученики соотносят эти предложения с данными на доске схемами, затем в соответствии с этими же схемами строят отдельные предложения в своей письменной работе (в изложении).

IV. Грамматическое конструирование - составление предложений по данным схемам и обычно на определенную тему.

Хочется подчеркнуть, что любое упражнение с использованием графических схем будет посильным для детей и принесет желаемые результаты только в том случае, если оно проводится своевременно, уместно, т. е. методически подготовлено системой предыдущих упражнений. Если же только что объяснив пунктуационное правило, мы будем требовать от учеников, например, составления предложений по данным схемам (т. е. пропустив упражнения I, II и III типов, обратимся сразу к IV типу), то, естественно, задание может оказаться и непосильным для детей, и неинтересным, и в конечном счете бесполезным.

При систематической, целенаправленной организации упражнения с использованием графических схем являются незаменимым, высокоэффективным средством формирования прочных пунктуационных навыков, потому что приучают детей к правильной последовательности действий: сначала постараться понять структуру предложения (мысленно начертить его схему), а потом писать, ставя совершенно осознанно соответствующие знаки препинания. (Каждый учитель знает: если ученик идет обратным путем, т. е. сначала пишет, а потом расставляет знаки препинания, то он никогда не избавится от обилия пунктуационных ошибок.)

Упражнения с использованием графических схем, являясь элементом программированного обучения, способствуют развитию абстрактного мышления детей, активизируют их познавательную деятельность и благодаря этому позволяют наиболее экономно и рационально расходовать учебное время на уроке.

Одним из типов упражнений, предлагаемых в учебниках к разделу «Синтаксис», являются упражнения на постановку знаков препинания . Как правило, в таких заданиях имеется уже готовый текст или набор предложений, над которым нам и предстоит работать. Для успешного выполнения таких упражнений необходимо отличное владение материалом, навыки графического «представления» предложения, собранность, внимательность и усидчивость. Также обязательные компоненты успеха при работе над предложенными заданиями – способность к самоконтролю и самопроверке. Рассмотрим на конкретном примере алгоритм постановки знаков препинания.

1. Читаем предложение:

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте словно вырезанные из лиловой бумаги и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса которая на синем небосводе кажется мерцала.

2. Определяем границы каждой части сложного предложения и расставляем запятые. Для этого нужно найти грамматические основы каждой части предложения и примыкающие к ним второстепенные члены.

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте словно вырезанные из лиловой бумаги1 и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса (2) которая на синем небосводе кажется мерцала (3).

Итак, в нашем предложении 3 части: 1 и 2 связаны сочинительным союзом и , 2 и 3 – союзным словом которая . Следовательно, между этими частями мы ставим запятые.

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте словно вырезанные из лиловой бумаги (1), и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса (2), которая на синем небосводе кажется мерцала (3).

3. Внимательно изучаем каждую часть предложения «в поисках» разнообразных осложнений – однородных членов, обращений, вводных слов и др. Найдя их, расставляем знаки препинания.

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте |словно вырезанные из лиловой бумаги| (1), и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса (2), которая на синем небосводе |кажется| мерцала (3) .

В нашем предложении есть причастный оборот. Как мы его нашли? Есть причастие (вырезанные) и зависимые от него слова. Весь этот комплекс стоит после определяемого слова горы и на расстоянии от него. Следовательно, причастный оборот выделяется запятыми. Кроме того, в предложении есть и вводное слово со значением неуверенности кажется , которое стоит в середине предложения, поэтому выделяется запятыми.

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте, |словно вырезанные из лиловой бумаги| (1), и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса (2), которая на синем небосводе, |кажется|, мерцала (3).

4. Выполним проверку: в позициях 1 и 2 мы ставим запятые, т.к. запятая ставится между частями сложного предложения. Кроме того, мы выделили причастный оборот и вводное слово.

5. Таким образом, наше предложение принимает вид:

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте, словно вырезанные из лиловой бумаги, и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса, которая на синем небосводе, кажется, мерцала.

Надеемся, что эти несложные действия помогут Вам упростить процесс расстановки знаков препинания.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Диктант: обнаружение обособленных дополнений. Найдите предложения с обособленными дополнениями и, пользуясь правилом, объясните, в каких случаях необходимо поставить знаки препинания:

1 Он был порядочный лентяй и, кроме того, чрезвычайно неумен. +

2 Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед.

3 Кроме диких птиц и зверей, около монастыря не показывалась ни одна душа. +

4 Несмотря на холодный, пронзительный ветер, все моряки, за исключением кока, стояли на палубе и смотрели вдаль. +

5 Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.

6 Там и тут на широкой полосе реки криво торчат сосновые стволы и ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду.

7 Шум моря, доносившийся снизу, вызывал тревогу.

8 Кроме учителей на собрание пришли и ученики. +

Упражнение: расстановка знаков препинания.

Расставьте знаки препинания там, где это необходимо:

В темной дали ничего_не было_кроме_сверкающих_огней.
Вместо веселой_петербургской_жизни_ожидала меня скука в стороне глухой_и отдаленной. Вся команда судна_включая и капитана_и главного механика_и буфетчика_состояла из восьми_или девяти человек.
Кроме_крендельной_у нашего хозяина была еще_и булочная.
Самолет_наряду_с пассажирами_захватил_и почту.
Николай должен был работать_вместо_неожиданно_заболевшего товарища.
Мы_вместо рассказа содержания повести_представим только_коротенький очерк_главных ее характеров.

Все_за исключением_Вари_громко аплодировали певцам.
Я уже начинал думать_что_иного места_кроме литературы_нет для меня.
Отец_кроме_французской орфографии_кажется_ничего_основательно не знал.

Ответы:

В темной дали ничего не было, кроме сверкающих огней.
Вместо веселой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.
Вся команда судна, включая и капитана, и главного механика, и буфетчика, состояла из восьми или девяти человек.
Кроме крендельной, у нашего хозяина была еще и булочная.
Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту.
Николай должен был работать вместо неожиданно заболевшего товарища.
Мы, вместо рассказа содержания повести, представим только коротенький очерк главных ее характеров.
Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам.
Я уже начинал думать, что иного места, кроме литературы, нет для меня.
Отец, кроме французской орфографии, кажется, ничего основательно не знал.

Упражнение: комментарий текста с пунктограммой.

(Ключ: дополнение обособляется, если оно расположено а) в начале слова, б) между подлежащим и сказуемым.)

Задание:

1. Проанализируйте предложения, выделите имеющиеся знаки препинания и опишите их.
2. Сформулируйте правило постановки этих знаков препинания.

3. Приведите 2-3 своих примера на составленное привило.

Кроме перебора капель по железным крышам, ни одного звука не слышалось вокруг, .

Кроме литературы, для меня нет иного места, .

За исключением немногих незначительных недостатков, Полутыкин был отличный человек.

Кто, кроме охотника, испытал, как трудно бродить на заре по кустам?

Кроме нескольких лодок, у берега стояли два небольших катера.

Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.

Наряду с белками и лисицами, в наших лесах, можно изредка встретить и медведя.

Кругом него, кроме Мельникова, никого не было.


______________________________________________________________________________

Скачать в формате *docx.:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ГОРОДНЯ КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Система упражнений по теме

«Знаки препинания в сложных предложениях»

Еремина Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Городня

Конаковского района Тверской области

2017г

Сложносочиненные предложения.

Спишите только сложносочиненные предложения. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Вставьте пропущенные буквы. Какие предложения вы не выписали?

1.Вот откуда(то) доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределённый звук.(Ч)

2.Чудный вечер сменил жаркий день и принёс с собой прохладу.(Ст.) 3Снов_ ударила молния и прогремел гром.(Пауст.)

4.Через некоторое время щёлкнула зажигалка и зажглась свечка.(Кат.) 5. Ласточки пропали а вчера с з_рей всё грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой.(Фет) 6.За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.(Пауст.) 7. Тихо качаются кувшинки и доносится дальний лай деревенских собак или одинокий крик петуха донесётся из невидной с реки деревни.(Кор.) 8. Ещё несколько минут и тяжелый бархат занавеса медленно раздвинется. (Н.О) 9.Дождя не было но было очень холодно и ветреною. (Фад.) 10.В маленьких комнатках где жила его мать, было очень тесно.(Ч.)

Ключи.

1.Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределённый звук.(Ч)

2.Чудный вечер сменил жаркий день и принёс с собой прохладу.(Ст.) 3Снов­а ударила молния и прогремел гром.(Пауст.)

4.Через некоторое время щёлкнула зажигалка и зажглась свечка.(Кат.) 5.Ласточки пропали, а вчера с зарей всё грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой.(Фет) 6.За всю зиму ни разу непотеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.(Пауст.) 7. Тихо качаются кувшинки, и доносится дальний лай деревенских собак, или одинокий крик петуха донесётся из невидной с реки деревни.(Кор.) 8. Ещё несколько минут- и тяжелый бархат занавеса медленно раздвинется.(Н.О) 9.Дождя не было, но было очень холодно и ветреною(Фад.) 10.В маленьких комнатках, где жила его мать, было очень тесно.(Ч.)

Сложноподчиненные предложения.

Выпишите сложноподчиненные предложения сначала с придаточными определительными, потом с придаточными изъяснительными. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Графически выделите корни слов с чередующимися гласными.

    Мудрый и осторожный Кутузов настаивал на том чтобы русские до прибытия резервов действовали за Эльбой только лёгкими отрядами.(Л.Т.) 2.Ёлки что скромно прятались в роскоши листве(н, нн)ых деревьев теперь вытянулись вперёд и прот­­ _нули ветки.(Г.Ник.) 3. Море было блестяще(голубое) каким оно бывало всегда в ясные, тёплые, тихие дни.(Ц.-С.) 4. Рыбы поймали такое множество какого не ожидали, и потому послали за телегой.(Акс.) 5.Было так темно что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы.(Л.Т.) 6.Везде где не было мостовой вдруг зазеленела трава.(Л.Т.) 7.Пока в_зились с лошадьми и ра_бирали сёдла кто(то) успел уже разложить костёр и повесить над огнём чайник.(Арс.) 8.Вследствие того что весна здесь наступает поздно пашут только в мае.(Арс.) 9.Реденький лес куда они вскоре вошли тоже заметно пострадал от боя.(Буб.)10. В маленьких комнатках где жила его мать было очень тесно.(Ч.)11. По солнцу определил он в какую сторону ему идти (С-.Ц.) 12.Берег где остановилась машина был ни_кий, илистый.(Баб.)

Ключи.

Выпишите сложноподчиненные предложения сначала с придаточными определительными, потом с придаточными изъяснительными. . Расставьте знаки препинания.

    Мудрый и осторожный Кутузов настаивал на том, чтобы русские до прибытия резервов действовали за Эльбой только лёгкими отрядами.(Л.Т.) 2.Ёлки, что скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперёд и протянули ветки.(Г.Ник.) 3. Море было блестяще-голубое, каким оно бывало всегда в ясные, тёплые, тихие дни.(Ц.-С.) 4. Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали, и потому послали за телегой.(Акс.) 5.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы.(Л.Т.) 6.Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.(Л.Т.) 7.Пока возились с лошадьми и разбирали сёдла, кто-то успел уже разложить костёр и повесить над огнём чайник.(Арс.) 8.Вследствие того что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае.(Арс.) 9.Реденький лес, куда они вскоре вошли, тоже заметно пострадал от боя.(Буб.)10. В маленьких комнатках, где жила его мать, было очень тесно.(Ч.)11. По солнцу определил он, в какую сторону ему идти (С-.Ц.) 12.Берег,где остановилась машина, был низкий, илистый.(Баб.)

Спишите текст. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Определите виды придаточных предложений.

1.Мудрый и осторожный Кутузов настаивал на том чтобы русские до прибытия резервов действовали за Эльбой только лёгкими отрядами.(Л.Т.) 2.Ёлки что скромно прятались в роскоши листве(н, нн)ых деревьев теперь выт_нулись вперёд и прот_нули ветки.(Г.Ник.) 3. Море было блестяще-голубое каким оно бывало всегда в ясные, тёплые, тихие дни.(Ц.-С.) 4. Рыбы поймали такое множество какого не ожидали, и потому послали за телегой.(Акс.) 5.Было так темно что на самом близком рас_тоянии невозможно было определить предметы.(Л.Т.) 6.Везде где не было мостовой вдруг зазеленела трава.(Л.Т.) 7.Пока в_зились с лошадьми и разб_рали сёдла кто-то успел уже разл_жить костёр и повесить над огнём чайник.(Арс.) 8.Вследствие того что весна здесь наступает поз_но пашут только в мае.(Арс.) 9.Реденький лес куда они вскоре вошли, тоже заметно пострадал от боя.(Буб.)10. В маленьких комнатках где жила его мать было очень тесно.(Ч.)11. По солнцу определил он в какую сторону ему идти (С-.Ц.) 12.Берег где остановилась машина был низкий, илистый.(Баб.)

Ключи.

Спишите текст. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Определите виды придаточных предложений. Составьте схемы предложений.

1.Мудрый и осторожный Кутузов настаивал на том, чтобы русские до прибытия резервов действовали за Эльбой только лёгкими отрядами.(Л.Т.)(изъяс.) 2.Ёлки, что скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперёд и протянули ветки.(Г.Ник.)(опр.) 3. Море было блестяще-голубое, каким оно бывало всегда в ясные, тёплые, тихие дни.(Ц.-С.) (опр.) 4. Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали, и потому послали за телегой.(Акс.)(опр.) 5.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы.(степ.)(Л.Т.) 6.Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.(Л.Т.)(место) 7.Пока возились с лошадьми и разбирали сёдла, кто-то успел уже разложить костёр и повесить над огнём чайник.(Арс.)(время) 8.Вследствие того что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае.(прич)(Арс.) 9.Реденький лес, куда они вскоре вошли, тоже заметно пострадал от боя.(Буб.)(опр.)10. В маленьких комнатках, где жила его мать, было очень тесно.(Ч.)(опр.)11. По солнцу определил он, в какую сторону ему идти (С-.Ц.) (изъясн.)12.Берег,где остановилась машина, был низкий, илистый.(Баб.)(опр.)

Сложноподчиненные предложения с несколькими

придаточными

Спишите. Поставьте знаки препинания. Определите виды подчинения(последовательное, параллельное, однородное) Составьте схемы предложений.

1.Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжать жать ее так горяч__ что тот уже не знал как ее выручить. 2.Командир роты сказал что, когда первый взвод приблизится к траншеям второй взвод должен прикрыть его плотным пулеметным огнем. 3. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за 15 верст то к ней есть верных тридцать. 4. Как ни была она взволнована, она не могла не отметить что немцы не распол_гают здесь зенитной артиллерией. 5.Если не считать нескольких далеких пушечных выстрелов да коротенькой очереди где-то в стороне, то можно было подумать что в мире нет никакой войны. 6. Травы скашивают ранним утром пока еще не уронили росы пока они нежатся в ее прохладе под ее дремотной сладкой тяжестью. 7.На поле, где цвела рожь и кричали перепела теперь бродили спутанные лошади. 8.Весною иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и все лесные певчие птицы давно прилетели. 9. Как известно, на каждом корабле имеется своя достопримечательность которой на нем гордятся и которой обязательно прихвастнут перед гостями. 10. Чтобы старшее поколение не могло оказывать влияния на младших их содержали отдельно и следили за тем чтобы между ними не было никакой связи.

Ключи.

1.Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжать жать ее так горяч__, что тот уже не знал, как ее выручить. Послед. 2.Командир роты сказал, что, когда первый взвод приблизится к траншеям, второй взвод должен прикрыть его плотным пулеметным огнем. Послед. 3. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за 15 верст, то к ней есть верных тридцать. Послед. 4. Как ни была она взволнована, она не могла не отметить, что немцы не распол_гают здесь зенитной артиллерией. Парал.5.Если не считать нескольких далеких пушечных выстрелов да коротенькой очереди где-то в стороне, то можно было подумать, что в мире нет никакой войны. Парал. 6. Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили р_сы, пока они нежатся в ее прохладе под ее дремотной сладкой тяжестью. Однород. 7.На поле, где цвела рожь и кричали перепела, теперь бр_дили спутанные лошади. Однород 8.Весною иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой и все лесные певчие птицы давно прилетели. Однород 9. Как известно, на каждом корабле имеется своя достопримечательность, которой на нем гордятся и которой обязательно прихвастнут перед гостями. Однород. 10. Чтобы старшее поколение не могло оказывать влияния на младших, их содержали отдельно и следили за тем, чтобы между ними не было никакой связи. Парал.

Бессоюзные сложные предложения.

Спишите. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1.Утки летели над __жатыми полями, над пот__мневшими лесами и над деревьями оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили хлеб.(Гарш.) 2. Цветник был очень запущен сорные травы густо разр__слись по старым, вросшим в землю клумбам и по доро__кам, которые уже давно никто (не) чистил и (не) посыпал песком.(Гарш.) 3.Он не искал слов они сами послушно и свободно приходили ему на уста. (Т.) 4. Алешка попытался уснуть, но не успел внезапно налетела буря. (Мальц.)

5.Проснулся в широкие щели сарая гл__дятся веселого солнца лучи.(Н.) 6.Он подумал, понюхал пахло мёдом.(Ч.) 6.Облако пройдёт озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом(Григ.) 7.Солнце выглянуло она пов_селела.(Кор.) 8. Берег давно пропал кругом курилась белая равнина.(Кор.)

Ключи:

1.Утки летели над сжатыми полями, над потемневшими лесами и над деревьями; оттуда доносился людской говори стук цепов, которыми молотили хлеб.(Гарш.) 2. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком.(Гарш.) 3.Он не искал слов: они сами послушно и свободно приходили ему на уста. (Т.) 4. Алешка попытался уснуть, но не успел: внезапно налетела буря.(Мальц.)

5.Проснулся: в широкие щели сарая глядятся веселого солнца лучи. (Н.) 6.Он подумал, понюхал:пахло мёдом.(Ч.) 6.Облако пройдёт –озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом(Григ.) 7.Солнце выглянуло- она повеселела.(Кор.) 8. Берег давно пропал, кругом курилась белая равнина.(Кор.)

Использованная литература:

1.Г.А.Костяева, Г.М.Чуриков. Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы.

М.Просвещение.1989г.

2.Сборник задач и упражнений по русскому языку. Для 9 класса средней школы. Под редакцией Ю.С.Пичугова и Б.И.Фоминых.

М. Просвещение. 1991г.

3.Н.М.Ламзикова, Л.Г.Насонова. Упражнения по пунктуации.

М. Высшая школа. 1981г

4.Т.В.Краузе. Сборник диктантов по пунктуации. Пособие для учителя.

М. Просвещение. 1966г.