Биография. Фритьоф нансен Нансен плавал в арктику на судне

Вячеслав Титов / Музей «Фрам». Осло. Норвегия.

Норвежский ученый Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen) известен в первую очередь как полярный исследователь, но также – как доктор зоологии, основатель новой науки - физической океанографии, политический и общественный деятель и дипломат, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира, спортсмен – лыжник и конькобежец, кораблестроитель, писатель, историк и немного художник.

Однако во многих семьях в разных частях планеты норвежца вспоминают не за открытия и не за картины, а за «нансеновские паспорта» – разработанные им документы, позволившие людям, лишившимся родины против своей воли, перемещаться по миру и, тем самым, спасшие жизни многим сотням тысяч человек на протяжении XX века.

Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 года в Христиании (так в то время назывался Осло) в патриархальной религиозной семье нотариуса и аристократки.

В детстве мальчик увлекался спортом, причём так основательно, что в 16 лет установил мировой рекорд в беге на коньках на расстояние в одну милю и сразу после этого выиграл лыжный чемпионат Норвегии.

Впоследствии Нансен побеждал в этом соревновании ещё 11 раз. В 1877 году в Норвегии был основан «Лыжный клуб Христиании». Нансен состоял в нём на протяжении 49 лет.


После окончания школы произошла довольно обычная история: родители настаивали, чтобы ребёнок выбрал одну профессию, но отпрыска прельщала совершенно иная сфера деятельности.

Отец хотел, чтобы Фритьоф стал юристом, но сын не планировал посвящать жизнь скучной офисной работе. Нансен мечтал о путешествиях и приключениях. Он обладал авантюрным и несколько безрассудным складом характера.

Однажды он едва не покалечился, прыгнув на лыжах с трамплина, в другой раз чуть не остался без глаз, решив испытать собственноручно сконструированное и собранное ружьё.

Отец предложил Фритьофу компромисс: поступить в военное училище. Там, по замыслу родителя, его отпрыск смог бы получить в избытке путешествий и приключений, а к тому времени, когда повзрослеет и одумается, глядишь, обзавёлся бы достаточно высоким чином и прилагающемся к нему общественным статусом.

Молодой Нансен сначала было согласился, но вскоре передумал и поступил на зоологический факультет университета Христиании. Отец смирился с выбором сына и впоследствии даже помогал ему в организации экспедиций.

Нансен специализировался на биологии полярных животных. В 1882 году он отправился в свою первую экспедицию – к архипелагу Шпицберген и к расположенному примерно в 1 000 километров от него на пути к Гренландии острову Ян-Майен.


Сегодня этот покрытый льдами клочок суши известен тем, что на нём расположен самый северный вулкан на земле, пробудившийся в 1970-ом году, а также тем, что рядом с ним в 1961 году произошла авария на советской подводной лодке К-19.

Во времена Нансена рассказать о Ян-Майене можно было ещё меньше: вулкан «спал», до закладки первого советского атомного подводного ракетоносца оставалось более полувека.

На пути к удалённому острову молодому исследователю пришлось испытать «прелести» матросской жизни во время продолжительного плавания. Он носил уголь, мыл посуду, выполнял другую «чёрную» работу, а в оставшееся время ещё и изучал жизнь обитателей океана и природные условия за бортом.

Уже в первую экспедицию Нансен сделал серьёзное научное открытие. Он понял, что морской лёд формируется на поверхности водоёмов. До него считалось, что вода замерзает на глубине 100 метров, а затем поднимается на поверхность.

Нансен обнаружил в океане плавающий древесный ствол. Сама по себе находка вполне обычная – деревья часто попадают в реки, которые затем выносят их в море. Но, изучив ствол, норвежец понял, что это сосна из Сибири, из противоположной области арктического бассейна. Очевидно, дерево было занесено в Северную Атлантику течением.

Следовательно, заключил Нансен, существуют водные потоки, пересекающие всю Арктику, в том числе те области, куда из-за толстого слоя льда не могли пробиться корабли.

Догадка впоследствии легла в основу самой известной научной теории Нансена и его самого знаменитого исследовательского проекта.

Но это было позднее. А пока норвежец – рядовой член небольшой экспедиции. Он полон идей и даже просит капитана корабля высадить его в Гренландии для продолжения исследований на суше. На этот случай Нансен уже заготовил интересную научную теорию, которую собирался проверить.

Однако, капитан запретил высадку. Учитывая неготовность Нансена к долгому одиночному пребыванию в Арктике, этот отказ руководителя экспедиции, возможно, спас жизнь будущему нобелевскому лауреату. Норвежцу предстояло ещё очень много узнать и многому научиться, чтобы самостоятельно путешествовать во льдах.

Экспедиция благополучно вернулась на родину и следующие несколько лет Нансен провёл в кабинете. Здесь проявилась еще одна грань таланта учёного. Он всерьёз увлёкся живописью. Один из знакомых, впечатлённый успехами зоолога на этом поприще, даже рекомендовал ему бросить науку и стать художником. Нансен не последовал совету.


Он не перестал мечтать о самостоятельной экспедиции в Арктику. Норвежец решил пересечь ледяной щит Гренландии на лыжах. Для этого он много занимался спортом, совершал длительные лыжные переходы по Скандинавии в условиях, максимально приближенных к арктическим.

В 1888 году «гренландская» мечта стала реальностью. Нансен отправился на самый большой в мире остров, чтобы, стартовав с его восточного побережья, достичь западного. Учёного сопровождали пять спутников.

Эта идея была негативно воспринята в Норвегии. Почти все считали, что смельчаки погибнут во льдах от холода и ветра. Правительство отказалось выделить деньги на финансирование экспедиции. Одна из газет прямо написала: «...было бы преступлением оказать поддержку самоубийце». Лишь один датский коммерсант дал Нансену пять тысяч крон, чего хватило для организации похода.

Действительно, затея была очень рискованной. Толщина ледника в Гренландии местами превышает три километра. На его вершине постоянно дует сильный ветер и стоят жуткие морозы. До Нансена путешественники восемь раз безуспешно пытались пересечь остров.

Норвежец внёс в план похода элемент авантюры. Он решил стартовать с восточного берега, прекрасно понимая, что, если ледяной щит окажется непреодолимым, и возникнет желание вернуться, обратного пути не будет.

Дрейфующие льды не позволят кораблю подойти к восточному берегу и забрать путешественников. Им оставалось идти только вперёд.

«…Для сохранения своей жизни и возвращения домой необходимо будет дойти до населённых мест на западе во что бы то ни стало; иного выбора не будет, а это всегда сильный стимул в действиях человека», – писал Нансен в своих воспоминаниях.

17 июня 1888 года нанятое судно с путешественниками на борту достигло края льдов, окаймляющих Гренландию с востока. Дальше путь крупному кораблю был закрыт. Лишь через 12 дней Нансен и его спутники на лодках достигли берега острова.

В августе началась самая сложная часть экспедиции, когда её участники поднимались на ледовый щит острова. Они страдали от 40-градусных морозов часто сопровождавшихся сильным ветром.


По неопытности Нансен допустил ошибку, которая могла стоить полярникам жизни. Он захватил с собой слишком мало жирной пищи, исключительно важной в условиях Арктики.

Чтобы компенсировать нехватку жиров, исследователи стали употреблять льняное масло, которым обычно смазывали сапоги.

Путешественники потеряли счёт времени, так как забыли завести хронометры, обморозили руки и лица. Тем не менее, 24 сентября, преодолев 472 километра, они достигли западного берега Гренландии.

Полярникам ещё несколько месяцев пришлось ждать возвращения на родину – осенью море замерзло и судоходство прекратилось. Нансен со спутниками провели зиму в Готхобе (Godthåb), крупнейшем поселении Гренландии.

Учёный не терял времени зря. Он изучал жизнь, обычаи и способы выживания эскимосов в экстремальных условиях. Это очень помогло ему в следующих экспедициях.


Он также сделал важную находку, подтвердившую его теорию о морских течениях, пересекающих Арктику. В Готхобе Нансен обнаружил деревянное приспособление для метания копий, которое обычно используют аборигены Аляски, живущие на противоположном от Гренландии краю арктического бассейна.

Как оно сюда попало?

Эскимосы рассказали, что деревяшку принесло море, подтвердив предположение норвежского исследователя о том, что существует течение, пересекающее всю полярную область Земли.

По итогам первой экспедиции Нансен написал две книги: «На лыжах через Гренландию» и «Жизнь эскимосов». Обе впоследствии много раз переиздавались.

Если перед экспедицией Нансена и его спутников называли «самоубийцами», то после неё их стали именовать «героями».

В 1889 году руководитель похода удостоился медали «Вега» Шведского общества антропологии и географии, а в 1891 году – медали Виктории Королевского географического общества в Лондоне.


После возвращения в Норвегию Нансен занял должность хранителя зоотомического кабинета в университете Христиании. Он разработал план новой экспедиции в Арктику, ещё более дерзкой и опасной, чем переход через Гренландию.

Идея была проста. Если существует трансарктическое течение, то в него можно попасть на корабле и дрейфовать по Северному Ледовитому океану.

Движение не требует топлива и совершения каких-либо действий. Водный поток сам понесёт судно.

В конце осени корабль вмёрзнет в лед и продолжит путь по течению уже вместе с ледяным полем. Весной, когда потеплеет, судно выйдет на свободную воду.

Если всё правильно рассчитать, то маршрут дрейфа пройдет рядом с Северным полюсом. В ближайшей к нему точке можно высадить небольшую группу полярников на лыжах и собачьих упряжках, которые быстро доберутся до «макушки планеты» – большую часть пути до полюса они преодолеют на борту дрейфующего корабля.

«С помощью этого течения проникнуть в ту область, которую тщетно пытались достигнуть все те, кто раньше шёл против течения. Если попытаться работать заодно с силами природы, а не против них, то мы найдём вернейший и легчайший способ достичь полюса», – писал Нансен.

Реализация идеи требовала решения двух проблем – научной – она проще – и технической, гораздо более сложной.

Первая заключалась в необходимости определить место, откуда берёт начало трансарктическое течение. Нансен рассчитал, что «линия старта» находится у побережья Сибири. Именно оттуда следовало начинать дрейф.

Во-вторых, требовалось создать корабль, способный вмёрзнуть в лёд, не будучи при этом раздавленным, вместе с ледяным полем проплыть через всю Арктику и благополучно выйти на свободную воду.

Такое судно было построено. Его сконструировали именно для полярного дрейфа и . Корпус корабля был округлым и слегка вытянутым, напоминающим половинку куриного яйца, а днище – гладким.

При возникновении бокового давления льда судно не расплющивалось, а выталкивалось наверх, оставаясь лежать на ледяном поле.


«Фрам» был спущен на воду 26 октября 1892 года на военно-морской верфи в норвежском Хортене и в следующем году начал свой первый и самый известный поход.

Нансен вместе с 11 спутниками планировали проводить в плавании разнообразные научные исследования, а также, если получится, достигнуть Северного полюса, хотя эта задача была второстепенной. Нансен считал полюс лишь точкой на карте. Её достижение почётно, но малозначимо для научных исследований.

Экспедиция продолжалась три года и заслуживает отдельного описания. Нансен прекрасно рассказал о ней в своей самой известной книге «Фрам» в полярном море» (название русского издания).

Шхуна вмёрзла в лёд у побережья Сибири и начала медленный дрейф на север. 14 марта 1895 года, когда «Фрам» находился примерно в 700 километрах от полюса, Нансен, взяв в спутники Ялмара Юхансена (Hjalmar Johansen), отправился на собачьих упряжках к «макушке планеты».

Из-за мороза и пурги они не дошли до неё 400 километров. Путешественники повернули на юг и провели зиму 1895/1896 годов на островах Земли Франца-Иосифа, после чего направились к архипелагу Шпицберген.

В это время в Норвегии объявился некий экстрасенс, который заявил, что установил телепатический контакт с Нансеном, и тот сообщил ему, что достиг Северного полюса.

В море нашли бутылку с письмом, якобы написанным путешественником, где он сообщал о покорении полюса. Газеты не раз публиковали подобные известия, заставляя недоумевать учёных и обывателей.

Сам Нансен никогда не пытался присвоить себе лавры покорителя полюса. Он всегда говорил, что не дошёл до него 400 километров.

В июне 1896 года норвежцы встретились с британской полярной экспедицией и вместе с ней вернулись на родину. К тому времени многие уже считали «Фрам» и его команду погибшими – вестей от Нансена и его спутников не было почти три года.

Жизни путешественников, действительно, не раз угрожала опасность. Порой на шхуну наваливались такие мощные льды, что, казалось, «Фрам» всё-таки будет расплющен, несмотря на свой устойчивый к сдавливанию корпус. Однажды даже была объявлена эвакуация команды.


Нансена и Юхансена при неудачном переходе к полюсу едва на покалечили белые медведи. Руководитель экспедиции один раз чуть не утонул, когда его каяк во время преодоления полыньи повредил морж.

Тем не менее, все полярники вернулись домой живыми и стали национальными героями. Экспедиция «Фрама» по сей день остаётся предметом гордости норвежцев.

Именно их земляки построили судно для дрейфа во льдах, с честью выдержавшее запредельные нагрузки. Нансен и Юхансен установили мировой рекорд, добравшись до 86 градуса северной широты, чего ранее не удавалось никому из европейцев.

На участников дрейфа и похода посыпались ордена, медали и почётные звания.


Научные результаты экспедиции оказались грандиозными. Только их обработка заняла около 10 лет. Руководил ею сам Нансен, ставший в 1897 году профессором университета Христиании.

Его освободили от чтения лекций и позволили заниматься только изучением научного материала.

Впоследствии Нансен редко участвовал в рискованных экспедициях. Он консультировал других полярников, отправлявшихся в высокие широты, изучал собранные ими материалы.

Так, норвежец разработал план покорения Южного полюса. Учёный думал, что лучшим транспортным средством для подобного путешествия станут собачьи упряжки.

Эту идею подхватил его соотечественник


Лишь в 1900 году Нансен сам предпринял небольшое плавание по северной Атлантике на судне «Микаэль Сарс». Экспедиция выполнила различные океанографические исследования.

Корабль подошёл к кромке полярных льдов, но из-за плохой погоды вернулся в Норвегию.

В 1905 году Нансен планировал отправиться на «Фраме» в Антарктиду, но из-за болезни жены путешественника экспедиция не состоялась.

В первые годы XX века профессор Нансен стал известным политиком и дипломатом.

С 1814 года Норвегия находилась в Унии со Швецией, обладая очень широкой автономией, страна всё-таки была сильно зависима от Стокгольма. В Норвегии становилось всё больше сторонников полной государственной независимости и Нансен был среди них.

В 1905 году отношения между соседними странами настолько обострились, что некоторые даже допускали возможность военного столкновения.

Норвегия хотела самостоятельности, но Швеция противилась этому. Европейские государства преимущественно поддерживали Стокгольм. Тогда Нансен, будучи на тот момент самым известным и уважаемым норвежцем в мире, стал ездить по европейским столицам, чтобы разъяснить позицию сторонников независимости.

Он даже вёл переговоры об избрании нового короля Норвегии, которым в конце концов стал датский принц Карл. Нансен не раз приезжал в Копенгаген, чтобы от имени норвежского правительства обсудить детали восшествия нового монарха на престол.

В 1906 году учёный стал первым послом уже независимой Норвегии, возглавив представительство в Великобритании, и фактическим министром иностранных дел нового королевства.


В это же время Нансен занялся изучением путешествий средневековых мореплавателей и написал фундаментальный труд «В туманах Севера». В нём он проследил историю освоения Северной Атлантики и арктического бассейна с древности до 1500 года.

О масштабе и объёме проделанной работы говорит тот факт, что при её создании использовалось более 400 письменных источников.

Дипломатическая служба оказалась недолгой. Она тяготила Нансена. «Я только и мечтаю о том, как бы скинуть с себя эти цепи. Я стосковался по лесу и моим вольным горам», – писал он в дневнике в феврале 1907 года.

Уже в ноябре того же года Нансен ушёл в отставку и вернулся к научной работе. Он снова совершил несколько плаваний по Северной Атлантике, хотя не идущих ни в какое сравнение с первой экспедицией «Фрама».

В 1918 году начало свою работу первое в истории всемирное государственное объединение – Лига Наций, прообраз современного ООН. Нансен вернулся на дипломатическую службу и принял активное участие в создании и работе этого органа.

Став комиссаром Лиги Наций по делам беженцев, он курировал вопросы возвращения на родину военнопленных и других лиц, насильственно перемещённых за время Первой мировой войны.

Под его руководством был разработан «насеновский паспорт» – первый признанный мировым сообществом официальный документ, удостоверявший личность беженца, и позволявший ему легально перемещаться по миру.

«Нансеновсие паспорта» выдавали армянам, бежавшим от турецкого геноцида и лишившимся родины гражданам Российской империи, спасавшимся от большевиков, захвативших власть в их стране.

В 1921 году в России начался голод, затронувший миллионы людей. Нансен собирал продовольствие для голодающих.


В 1922 году норвежец стал лауреатом Нобелевской премии мира. Полученные деньги он пожертвовал на помощь беженцам.

Спустя много лет в его честь была названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - «Медаль Нансена».

Он занимался общественной и научной работой всю оставшуюся жизнь, несмотря на серьёзное заболевание сердца. Нансен много ездил по Европе и Америке, читал лекции, писал книги и статьи, основал Общество изучения Арктики при помощи дирижаблей, планировал полететь на Северный полюс.


Фото: The book "Eventyrlyst", written by Fridtjof Nansen/ Присуждение Нобелевской премии мира 1922 года. На переднем плане - король Хокон VII и кронпринц Улаф, Нансен сидит позади них

Фритьоф Нансен скончался в своём поместье Пульхёгда (Polhøgda – Полярная звезда, норв.), неподалёку от Осло 13 мая 1930 года.

Сразу после его смерти Лига Наций учредила Нансеновскую международную организацию по делам беженцев. Она помогала новым вынужденным переселенцам, число которых в Европе никак не уменьшается на протяжении последних ста лет: сначала людям, бежавшим от гражданской войны в Испании, потом – спасавшимся из Третьего рейха, затем – покинувшим разные страны во время Второй мировой войны...


Жизненный путь Фритьофа Нансена можно описать его собственными словами, сказанными во время одного из публичных выступлений:

«Все мы ищем в жизни «иных берегов», чего ещё мы можем требовать? Наше дело найти к ним дорогу. Дорогу долгую, трудную, быть может, но она зовёт нас, и мы не можем не идти. Глубоко в нашей природе, в каждом из нас коренится дух дерзания. Зов пустынь трепещет во всех наших поступках и возвышает, облагораживает нашу жизнь».

Текст: Алексей Чемоданов,Сергей Толмачёв

Нансен был велик как полярный исследователь,
более велик как ученый и еще более велик как человек.
Херальд Свердруп


10 октября 1861 года в пригороде Христиании (ныне - Осло) родился, не побоюсь выразить своё восприятие - один из величайших людей, когда либо рожденных на Земле. Мальчика назвали Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен.

Сейчас у вас в голове зародился поиск: "А чем он так велик? А кто более велик или равен ему?"

Большинство читателей знают о Нансене, как о полярном исследователе, который так и не побывал на Северном Полюсе.
Именно поэтому я и решил написать этот пост. Я не буду переписывать всю его биографию, которою заинтересованный читатель сможет сам найти, как в сети, так и в библиотеке. Остановлюсь лишь на основных известных и малоизвестных моментах его истории.
Семейство Нансенов — датского происхождения, его родоначальником был купец Ханс Нансен (1598—1667), который в 16-летнем возрасте совершил первое плавание по Белому морю, а в 21 год по приглашению царя Михаила Фёдоровича обследовал архангельское побережье и посещал Кольский залив. Отец молодого Фритьофа Бальдур Нансен - секретарь окружного суда, но походил скорее на пастора чем на юриста, так он неизменно размерен, аккуратен и тих. Мать - фру Аделаида Нансен была олицетворением подвижности. Урожденная баронесса Ведель-Ялберг, она была чужда аристократической чопорности, пренебрегала всякими условностями. Не считаясь с мнением света бегала на коньках и на лыжах, не брезгала никакой работой. Сама обшивала детей, а на досуге много читала.
Фритьоф весь в свою мать - такой же подвижный смельчак. В семнадцать лет он стал чемпионом Норвегии. а затем и мира по бегу на коньках. Двенадцать лет подряд побеждает на соревнованиях в длительных лыжных переходах. Впрочем, кое-что заимствовал он и от отца - в характере его настойчивости и дотошности хоть отбавляй. Именно сплав этих двух характеров и позволил Нансену совершать сложнейшие полярные экспедиции с уверенностью, неизменным успехом и без потерь.
В 1881 Фритьоф поступил в Кристианийский университет выбрав будущей профессией - зоологию.

В 1882 году, как сейчас говорят: "на практику", Нансен нанимается на зверобойную шхуну "Викинг". Где впервые и выходит в Северный Ледовитый океан. Матросы "Викинга" поначалу видели в пассажире чужую птицу, залетевшую в их гнездо и мечтали заполучить в свой экипаж не господина студента, а лишнего зверобоя. Но вскоре этот молодой студент доказал, что может не только изучать предмет их охоты, но и быть одним из лучших зверобоев "Викинга".

Именно во время плавания на зверобойном промысле Нансен начинает изучать арктические льды, задумываться над их появлением и движением на просторах Ледовитого океана. Его научный подход позволил, на основе полученных со льда образцов "грязи", определить что эта почва принесена к Шпицбергену от берегов Сибири.
Фритьоф Нансен, будущий великий полярный исследователь и путешественник 28 апреля 1888 года, за 4 дня до отправления лыжной экспедиции в Гренландию, защитил докторскую диссертацию «Нервные элементы, их структура и взаимосвязь в центральной нервной системе асцидий и миксин ». По поводу его защиты было много разговоров, но мне понравились слова самого Нансена: "Пусть лучше будет плохая защита, чем плохое снаряжение."
Несмотря на вот такие объявления в газетах Норвегии:

"ВНИМАНИЕ!

В июне сего года препаратор Нансен демонстрирует бег и прыжки на лыжах в центральной области Гренландии. Постоянные сидячие места в ледниковых трещинах. Обратного билета не требуется."

Фритьоф, его будущий соратник в экспедиции на "Фраме" Отто Свердруп и 4 их товарища совершают беспрецендентный лыжный переход поперек всей Гренландии. Морозы достигали −40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу сапожную мазь на основе льняного масла). Маршрут составил 470 км.

На родину они вернулись 30 мая 1889 года как триумфаторы, здоровые и в полном составе. Для большинства толпившихся на пристани людей Нансен был викингом, являлся для них олицетворением национального типа.

Впереди Фритьофа Нансена ждали любовь и новые свершения во имя знаний, Норвегии и всего человечества.
Свадьба состоялась 6 сентября 1889 года. Нансен не хотел венчаться и к тому времени официально вышел из государственной лютеранской церкви. Ева была дочерью священника, и Нансен в последний момент уступил. На следующий день после свадьбы чета отправилась в Ньюкасл на географический съезд, а после его окончания — в Стокгольм на награждение Нансена. Очень оригинально был отпразднован первый совместный Новый год — лыжным походом на гору Норефьель.

В 1883—1884 годах на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга на корабле «Жаннетта». Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения; статья Мона стала обоснованием идеи Фритьофа экспедиции к полюсу.
Большинство критиков не ставили под сомнение теоретические аргументы Нансена, но заявляли, что практическая реализация плана невозможна. Ведущий американский полярник того времени Адольф Грили доказывал безусловную ложность постулатов Нансена, предполагая, что вещи, найденные в 1884 году в Гренландии, не принадлежали членам экспедиции Де Лонга. По мнению Грили, Северный полюс недостижим, так как занят мощным массивом суши, придавленной ледником, который и служит источником паковых льдов. Равным образом он скептически отнёсся к проекту идеального ледового судна, назвав намерения Нансена «бессмысленным проектом самоубийства».

Мертвым сном тысячелетиями спали полярные страны. Вечное безмолвие их никто не нарушал. И совсем не потому, что люди так склонны оберегать чужой покой, а оттого лишь, что были они бессильны в царстве ночи и холода. Однако ничто не останавливало людей в извечном стремлении озарить свою жизнь знаниями.
Нансен и обладал огромной жаждой познания. И теперь, со свойственной ему целеустремленностью, настойчивостью и дотошностью готовился к экспедиции в Центральную Арктику. Он имел знание о дрейфе льда от берегов Сибири в Атлантический океан. При переходе через Гренландию обходился без собак, лишь потому, что не смог достать хороших ездовых собак. Зато для похода к Северному полюсу он решил применить своеобразный вид транспорта: лодку, комбинированную с санями в собачьей упряжке. И конечно - необходимо было построить судно возможно меньших размеров, на которое поместился бы пятилетний запас угля и провиант для экипажа, и арктический лёд не смог раздавить его в своих мощных объятиях.

Так описывается имя наречение "Фрама": "Ева Нансен твердым шагом приближается к носу корабля. Колин Арчер почтительно подал ей бутылку шампанского. Тотчас смолк гул толпы: традиционный морской обряд наречения нового судна требовал почти молитвенной тишины. Ева высоко занесла руку и сильным ударом разбила бутылку о форштевень.
- "Фрам" - имя ему!"


Сохранённый потомками "Фрам" в Осло.


«Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева среди когда-либо построенных. Он олицетворял собой высшее и последнее достижение человечества в его пассивной борьбе со льдами. Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд и пришёл к выводу, что корпус значительно прочнее арктического льда, что и было доказано на практике. Корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы — поперечное сечение корпуса соответствовало форме половины кокосового ореха. Длина «Фрама» по ватерлинии составляла — 36,25 м.
Обшивка была дубовая, тройная, так что борта имели толщину более 70 см. Борта изнутри были оклеены просмоленным войлоком, слоем пробки, обшивкой из елового дерева, еще толстым слоем войлока, затем линолеумом и, наконец, дощатой обшивкой.



Над входом в музей "Фрама" в Осло.



Борт "Фрама", шпангоуты, запасной коленвал, современная противопожарная синяя труба и я.


Двигатель.


Винто-рулевой комплекс "Фрама".


Запасные винты.


Штурвал и компас "Фрама".


Вот так: цепью за румпель передаётся на баллер (вертикальная ось вращения пера руля ) движение штурвала.


Камбуз на "Фраме"


Кают-компания.


Каюта и медицинские инструменты.


Койка-диван в каюте Нансена.

На палубе "Фрама".

Ещё в Гренландии Нансен убедился в преимуществе маленькой команды из профессионалов, в которой каждый несёт равную долю работы. Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 600, Нансен отобрал из них только 12 человек (включая себя), но в Вардё за полтора часа до отплытия был принят 13-й член команды — матрос Бернт Бентсен, который предполагал идти только до Югорского Шара, однако остался до конца экспедиции. Одним из соискателей был известный английский полярный исследователь Фредерик Джексон (как потом оказалось не зря! ), подавший заявку ещё в 1890 году, но ему было отказано из-за происхождения, поскольку экспедиция предполагалась национальной — норвежской.
«Фрам» вышел в море 24 июня 1893 года. Капитаном на нем был проверенный в Гренландском походе друг Нансена Отто Свердруп .
29 июля «Фрам» вошёл в пролив Югорский Шар, в ненецкое становище Хабарово, куда посланец Э. В. Толля — полурусский-полунорвежец, тобольский мещанин Александр Иванович Тронтхейм — доставил 34 остяцкие лайки.
3 августа, погрузив на борт собак, распрощавшись с Тронтхеймом и послав с ним последние письма к родным и знакомым, экспедиция продолжила свой путь на Восток. При выполнении лоцманских работ, выводя "Фрам" из узкого пролива. Нансен чуть не сгорел в мотоботе от воспламенившегося масла.
22 сентября к Западу от Новосибирских островов "Фрам" обложило льдами и начался 3-х летний дрейф. Все прочие арктические экспедиции, которым приходилось проводить долгую зимнюю ночь страдали, кроме голода, холода и болезней, от невыносимой скуки; вследствие этой скуки являлись ссоры, взаимные обвинения, всеобщее недовольство и цинга . Ничего подобного на "Фраме" и ожидать было нельзя. Здесь у каждого было свое дело, к которому он был больше способен.


Астрономические наблюдения. Свердруп (стоит) и Скотт-Гансен


Ф.Нансен играет на органе в кают-компании "Фрама"


Сигурд Скотт-Гансен и Ялмар Йохансен измеряют магнитное склонение.


Измерение глубины океана на 3500м.


Нансен измеряет температуру воды на глубине.
Фото из Национальной библиотеке Норвегии в Осло .


С 3 по 5 января 1895 года «Фрам» испытал сильнейшие за всю экспедицию ледовые сжатия, так что команда готова была эвакуироваться на лёд. Но "Фрам" выдержал и эти адские атаки льда. К концу января экспедицию вынесло течениями на широту 83° 34"с. ш. Вскоре Нансен понял, что на судне они не достигнут Северного полюса, дрейф пройдет много южнее. И принимает решение - выдвигаться вдвоем на собачьих упряжках. С провиантом в 850 кг на 120 суток для людей и всего на 30 — для собак, поручив командование экспедицией капитану "Фрама" Отто Свердрупу, Нансен и Йохансен выступили 14 марта 1895 года на трёх нартах к Северному полюсу.


Нансен и Йохансен покидают "Фрам".


Поход на север оказался чрезвычайно тяжёлым: постоянно дули встречные ветры, скрадывая за счёт дрейфа льда пройденное расстояние (в среднем путешественники преодолевали от 13 до 17 км в день), слабели и не могли спать собаки, шерстяные костюмы напоминали ледяные доспехи. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лёд, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между −40 °C и −30 °C. Наконец, 8 апреля 1895 года Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс: достигнув 86°13"36" с. ш., они повернули к Земле Франца-Иосифа. До Северного полюса оставалось около 400 км.
Это решение архиважное. Многие полярные исследователи в истории изучения Полярных районов не могли принять такого решения или принимали его слишком поздно, что всегда заканчивалось трагедией. Этим решением Нансен спас жизни не только себе и Йохансену, но и многим норвежцам, шведам, голодающим Поволжья, армянам.
10 августа, пройдя сквозь суровые испытания и непогоды, двое норвежцев наконец достигли долгожданной земли. Это были северные, еще не изведанные, острова Земли Франца-Иосифа. Здесь они принимают еще одно взвешенное решение - оставаться зимовать на мысу одного из северных островов и основательно готовится к зимовке, а не искать путь на Юг. Теперь это мыс Норвегия на острове Джексона . Почти до конца мая следующего года Нансен и Йохансен прожили в землянке, накрытой моржовыми и устеленной медвежьими шкурами. 21 мая 1896 года возобновили продвижение на Юг, надеясь достичь Шпицбергена. 17 июня на мысе Флора острова Нортбрук , при приготовлении пищи, Нансен услышал лай собак. Так произошла встреча норвежцев, покинувших "Фрам" более года назад с не взятым в команду "Фрама" Фредериком Джексоном.

Встреча Нансена и Джексона. Постановочная фотография, сделанная через несколько часов после их действительной встречи.


26 июля 1896 года на мыс Флора прибыла яхта Windward, на которой Нансен и Йохансен вернулись в Норвегию, ступив на землю 13 августа.
«Фрам» прибыл в Скьервё спустя неделю - 20 августа, за три года борьбы со льдами Арктики не претерпев никаких повреждений и с командой в полном составе. Возвращение экспедиции «Фрама» превратилось в национальный праздник. На Нансена посыпались награды всех стран. Географические общества его избирали почетным членом. Прошедший лёд и воду, Фритьоф в свои 35 лет был накрыт звуком фанфар. Но он оставался верен науке.
Хотя Нансену не удалось достигнуть Северного полюса, по выражению сэра Клемента Маркхэма (председателя Королевского географического общества), «норвежская экспедиция разрешила все географические проблемы Арктики». Экспедиция доказала, что в районе Северного полюса отсутствует суша, взамен установив существование океанского бассейна. Нансен открыл, что в дрейфе паковых льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли. На основании анализа результатов экспедиции в 1902 году Нансен вывел два простых правила, описывающих скорость и направление дрейфа льда, получившие широкое практическое применение в полярных экспедициях XX века. Кроме того, Нансен впервые подробно описал процесс роста и таяния паковых льдов.


Дороги экспедиции. Красный - путь до начала дрейфа. Синий - дрейф "Фрама". Зеленый - путь Нансена и Йохансена. Желтый - возвращение "Фрама".
Фото из Википедии .


Продолжение здесь: .

Кому понравился пост могут кликнуть в правом углу своего экрана по "Рекомендовать". Спасибо!

Норвежский исследователь и филантроп Фритьоф Нансен (10 октября 1861г. – 13 мая 1930г.) родился в пригороде Христиании (ныне Осло). Его отец, юрист по профессии, был строг с детьми, но не препятствовал их играм и прогулкам. Мать Фритьофа, очень любившая лыжные походы, привила ему любовь к природе. Ребенком он проводил много времени на лесистых холмах, вместе с братом по нескольку дней жил в лесу. Зимой они удили рыбу через лунки во льду и охотились. Детский опыт весьма пригодился Нансену позже, во время арктических экспедиций.
В 1880г. он поступил в университет в Осло, избрав в качестве специальности зоологию, которая привлекала его возможностью экспедиционной работы. Два года спустя он завербовался на промысловое судно «Викинг», направлявшееся в Арктику, и вскоре своими глазами увидел ледяные горы Гренландии. Это зрелище натолкнуло его на мысль о собственной экспедиции – первом пешем переходе через Гренландию.

Разрабатывая план перехода, Нансен решил плыть как можно ближе к необитаемому восточному побережью Гренландии, оставить корабль у края ледяных полей и дальше идти пешком на запад через ледники и горы. Долгое время Нансен не мог найти достаточно средств для осуществления замысла, но затем ему удалось произвести впечатление на одного филантропа из Копенгагена.

В мае 1888г. Нансен и пять членов экипажа начали плавание. По достижении ледяных полей они покинули корабль, но оказалось, что льды сместились на много миль к югу. Участникам экспедиции пришлось двигаться на север, что заняло много времени и лишило их возможности попасть к цели до наступления арктической зимы. Горы, ледники и низкая температура сильно затрудняли путешествие, но через 37 дней экспедиция достигла эскимосского поселка на западном побережье. Однако был конец сентября, и навигация уже завершилась. Оставшись зимовать в поселке, Нансен посвятил свой вынужденный досуг изучению жизни эскимосов. Соединив собственный опыт с наблюдениями, он разработал классическую методику полярных переходов на лыжах и собачьих упряжках. В мае 1889г. экспедиция вернулась в Норвегию, где исследователя приняли как героя.

В том же году Нансен стал хранителем зоологической коллекции университета Осло и написал две книги о своих приключениях: «Первый переход через Гренландию» (“Pa ski over Gronland”, 1890) и «Жизнь эскимосов» (“Eskimoliv”, 1891). Одновременно он начал планировать новую экспедицию, в результате которой надеялся первым достичь Северного полюса и установить, есть ли там суша. Читая отчеты об американском исследовательском судне, которое дрейфовало в арктических льдах больше года, Нансен пришел к выводу, что особым образом сконструированное судно может попасть со льдом на полюс. На средства, полученные от норвежского правительства, он построил круглодонный корабль «Фрам» («Вперед»), рассчитанный на сильное давление льда.

Нансен отплыл летом 1893г. с экипажем из 12 человек. «Фрам» продвинулся к полюсу на 450 миль, но затем застрял. В марте Нансен и один из членов экипажа двинулись дальше на собачьих упряжках. Несмотря на неимоверные трудности, они впервые дошли до точки 86° 13,6’ северной широты. Не зная, где находится «Фрам», полярники решили зимовать на Земле Франца-Иосифа, они охотились на моржей и белых медведей и жили в палатке из моржовых шкур. В мае 1896г. они встретили английскую экспедицию и в августе вернулись на «Фрам». Историю экспедиции Н. описал в двухтомном труде, который в английском переводе вышел под названием «Крайний Север» (1897).

Полученный опыт пробудил интерес норвежца к океану, и в 1908г. он занял в университете Осло только что созданную кафедру океанографии. Занимая эту должность, помог учредить Международный совет исследования моря, руководил его лабораториями в Осло и участвовал в нескольких арктических экспедициях.

Завоевав к тому времени международную известность, Нансен участвовал в переговорах об отделении Норвегии от Швеции в 1905г. Многие шведы решительно противились расторжению союза двух народов. Нансен отправился в Лондон, где отстаивал право Норвегии на независимое существование. После мирного отделения Норвегии он стал ее первым послом в Великобритании, занимая этот пост в 1906...1908гг. В то же время он работал над книгой «Среди северных туманов» (“Nord i tackenheimen”, 1910...1911). Будучи крупнейшим в мире полярным исследователем, Нансен консультировал английского путешественника Роберта Фэлкона Скотта, который, к сожалению, не воспользовался его советами на пути к Южному полюсу. Однако Руаль Амундсен (тоже норвежец) благодаря кораблю «Фраму» и советам своего наставника достиг Южного полюса в конце 1911г.

С началом первой мировой войны Нансен вновь поступил на государственную службу. В 1917г. его направили в США для переговоров о поставках в Норвегию предметов первой необходимости. Норвегия решительно высказалась в пользу Лиги Наций, и Нансен, возглавлявший Норвежское общество поддержки Лиги, стал в 1920г. в ней первым представителем Норвегии.

В том же году Филип Ноэль-Бейкер пригласил Нансена принять участие в контроле за репатриацией 500 тыс. германских и австрийских военнопленных из России. Задача осложнялась хаосом, сопровождавшим русскую революцию, и решением советского правительства не признавать Лигу Наций. Однако международный авторитет знаменитого исследователя позволил ему добиться допуска к пленным. Не имея ни транспорта, ни запасов продовольствия для репатриантов, он обратился к Лиге Наций с запросом о средствах на эти цели. Нансен убедил большевистские власти доставить военнопленных на границу и с помощью захваченных немецких судов, находящихся в Англии, вывез их из советских портов. К сентябрю почти 437 тыс. пленных вернулись на родину.

В то же время он занимался решением другой задачи – обеспечения жильем 1,5 млн. русских эмигрантов, бежавших от революции. Многие из них не имели удостоверений личности и перемещались из страны в страну, оседая в убогих лагерях, где от голода и тифа умирали тысячами. Нансен разработал международные соглашения о документах для беженцев. Постепенно 52 страны признали эти документы, которые получили название «нансеновских паспортов». Именно благодаря усилиям норвежца большинство эмигрантов обрели кров.

Во время голода, обрушившегося на Советскую Россию летом 1921г., Нансен, который в июне был назначен верховным комиссаром Лиги по делам беженцев, обратился к правительствам с призывом оказать помощь, оставив в стороне политические разногласия с Советами. Лига Наций отклонила его запрос о займе, но США, например, выделили на эти цели 20 млн. долларов. Средства, собранные правительствами и благотворительными организациями, позволили спасти 10 млн. жизней. Он также позаботился и о беженцах во время греко-турецкой войны 1922г.: миллион греков, живших в Турции, и полмиллиона турок, живших в Греции, поменялись местами.

За многолетние усилия по оказанию помощи беженцам и пострадавшим от войн Нансен был награжден Нобелевской премией мира 1922г. «Нобелевская премия присуждалась самым разным людям, – писал датский журналист, – но впервые она досталась человеку, который достиг в практике мира таких выдающихся успехов в столь короткий срок». Представитель Норвежского Нобелевского комитета Фредрик Станг в своей речи сказал: «Что больше всего поражает в нем – это способность посвятить жизнь одной идее, одной мысли и увлечь за собой других».

В своей Нобелевской лекции Нансен обрисовал отчаянные условия, ставшие следствием мировой войны, и отозвался о Лиге Наций как о единственном средстве предотвратить трагедии будущего. «Именно слепой фанатизм обеих сторон переводит конфликты на уровень борьбы и разрушения, тогда как дискуссии, взаимопонимание и терпимость могут принести гораздо более значительный успех», – говорил Нансен. Средства, полученные от Нобелевского комитета, он передал на помощь беженцам.

В 1925 году Лига наций поручила Нансену изучить вопрос о возможности устройства армянских беженцев, для чего была образована специальная комиссия с Нансеном во главе. Во время мировой войны гонения на армян в Турции достигли чудовищных размеров. Из 1845450 армян, живших в Турции, в 1915 и 1916 годах было уничтожено более одного миллиона, остальные частью бежали за границу, частью укрылись в горах. Нансен поехал в Армению в 1925 году, главным образом с целью исследовать на месте возможность искусственного орошения. Работа нансеновской комиссии протекала в тесном сотрудничестве с находившимся в Эривани [Ереване] советским комитетом по землеустройству. Вернувшись через Кавказ и Волгу в Западную Европу, Нансен доложил в Лиге наций о результатах своей поездки. “Единственное место, - заявил он, - где в настоящее время можно устроить неимущих армянских беженцев, это Советская Армения. Здесь, где несколько лет тому назад царили разруха, нищета и голод, теперь, благодаря заботам советского правительства, установлены мир и порядок и население стало в известной степени даже зажиточным”. Несколько десятков тысяч армянских беженцев удалось устроить в Сирии.

По возвращении на родину он написал полную симпатии и уважения к армянскому народу книгу «Армения и Ближний Восток», вышедшую в свет на норвежском, английском, французском, немецком и армянском языках.
Свою поездку в Армению Нансен описал также в книге “Gjennern Armenia” (“По Армении”), изданной в 1927 году. Через два года вышла другая его книга, также относящаяся к поездке 1925 года: “Gjennern Kaukasus til Volga” (“Через Кавказ на Волгу”). Забот об армянском народе Нансен не оставлял до конца своей жизни. В 1928 году он совершил турне по Америке, во время которого читал лекции с целью сбора средств в пользу армян.

Семьи у Нансена не было.* Он умер в Осло, переутомившись после лыжной прогулки; похороны его состоялись 17 мая 1930г., в годовщину норвежской независимости.

* Примечание ArmenianHouse.org: это неверная информация. Нансен был женат и имел пятерых детей. См.

Нансен был велик как полярный исследователь,
более велик как ученый и еще более велик как человек.
Херальд Свердруп


10 октября 1861 года в пригороде Христиании (ныне - Осло) родился, не побоюсь выразить своё восприятие - один из величайших людей, когда либо рожденных на Земле. Мальчика назвали Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен.

Сейчас у вас в голове зародился поиск: "А чем он так велик? А кто более велик или равен ему?"

Большинство читателей знают о Нансене, как о полярном исследователе, который так и не побывал на Северном Полюсе.
Именно поэтому я и решил написать этот пост. Я не буду переписывать всю его биографию, которою заинтересованный читатель сможет сам найти, как в сети, так и в библиотеке. Остановлюсь лишь на основных известных и малоизвестных моментах его истории.
Семейство Нансенов — датского происхождения, его родоначальником был купец Ханс Нансен (1598—1667), который в 16-летнем возрасте совершил первое плавание по Белому морю, а в 21 год по приглашению царя Михаила Фёдоровича обследовал архангельское побережье и посещал Кольский залив. Отец молодого Фритьофа Бальдур Нансен - секретарь окружного суда, но походил скорее на пастора чем на юриста, так он неизменно размерен, аккуратен и тих. Мать - фру Аделаида Нансен была олицетворением подвижности. Урожденная баронесса Ведель-Ялберг, она была чужда аристократической чопорности, пренебрегала всякими условностями. Не считаясь с мнением света бегала на коньках и на лыжах, не брезгала никакой работой. Сама обшивала детей, а на досуге много читала.
Фритьоф весь в свою мать - такой же подвижный смельчак. В семнадцать лет он стал чемпионом Норвегии. а затем и мира по бегу на коньках. Двенадцать лет подряд побеждает на соревнованиях в длительных лыжных переходах. Впрочем, кое-что заимствовал он и от отца - в характере его настойчивости и дотошности хоть отбавляй. Именно сплав этих двух характеров и позволил Нансену совершать сложнейшие полярные экспедиции с уверенностью, неизменным успехом и без потерь.
В 1881 Фритьоф поступил в Кристианийский университет выбрав будущей профессией - зоологию.

В 1882 году, как сейчас говорят: "на практику", Нансен нанимается на зверобойную шхуну "Викинг". Где впервые и выходит в Северный Ледовитый океан. Матросы "Викинга" поначалу видели в пассажире чужую птицу, залетевшую в их гнездо и мечтали заполучить в свой экипаж не господина студента, а лишнего зверобоя. Но вскоре этот молодой студент доказал, что может не только изучать предмет их охоты, но и быть одним из лучших зверобоев "Викинга".

Именно во время плавания на зверобойном промысле Нансен начинает изучать арктические льды, задумываться над их появлением и движением на просторах Ледовитого океана. Его научный подход позволил, на основе полученных со льда образцов "грязи", определить что эта почва принесена к Шпицбергену от берегов Сибири.
Фритьоф Нансен, будущий великий полярный исследователь и путешественник 28 апреля 1888 года, за 4 дня до отправления лыжной экспедиции в Гренландию, защитил докторскую диссертацию «Нервные элементы, их структура и взаимосвязь в центральной нервной системе асцидий и миксин ». По поводу его защиты было много разговоров, но мне понравились слова самого Нансена: "Пусть лучше будет плохая защита, чем плохое снаряжение."
Несмотря на вот такие объявления в газетах Норвегии:

"ВНИМАНИЕ!

В июне сего года препаратор Нансен демонстрирует бег и прыжки на лыжах в центральной области Гренландии. Постоянные сидячие места в ледниковых трещинах. Обратного билета не требуется."

Фритьоф, его будущий соратник в экспедиции на "Фраме" Отто Свердруп и 4 их товарища совершают беспрецендентный лыжный переход поперек всей Гренландии. Морозы достигали −40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу сапожную мазь на основе льняного масла). Маршрут составил 470 км.

На родину они вернулись 30 мая 1889 года как триумфаторы, здоровые и в полном составе. Для большинства толпившихся на пристани людей Нансен был викингом, являлся для них олицетворением национального типа.

Впереди Фритьофа Нансена ждали любовь и новые свершения во имя знаний, Норвегии и всего человечества.
Свадьба состоялась 6 сентября 1889 года. Нансен не хотел венчаться и к тому времени официально вышел из государственной лютеранской церкви. Ева была дочерью священника, и Нансен в последний момент уступил. На следующий день после свадьбы чета отправилась в Ньюкасл на географический съезд, а после его окончания — в Стокгольм на награждение Нансена. Очень оригинально был отпразднован первый совместный Новый год — лыжным походом на гору Норефьель.

В 1883—1884 годах на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга на корабле «Жаннетта». Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения; статья Мона стала обоснованием идеи Фритьофа экспедиции к полюсу.
Большинство критиков не ставили под сомнение теоретические аргументы Нансена, но заявляли, что практическая реализация плана невозможна. Ведущий американский полярник того времени Адольф Грили доказывал безусловную ложность постулатов Нансена, предполагая, что вещи, найденные в 1884 году в Гренландии, не принадлежали членам экспедиции Де Лонга. По мнению Грили, Северный полюс недостижим, так как занят мощным массивом суши, придавленной ледником, который и служит источником паковых льдов. Равным образом он скептически отнёсся к проекту идеального ледового судна, назвав намерения Нансена «бессмысленным проектом самоубийства».

Мертвым сном тысячелетиями спали полярные страны. Вечное безмолвие их никто не нарушал. И совсем не потому, что люди так склонны оберегать чужой покой, а оттого лишь, что были они бессильны в царстве ночи и холода. Однако ничто не останавливало людей в извечном стремлении озарить свою жизнь знаниями.
Нансен и обладал огромной жаждой познания. И теперь, со свойственной ему целеустремленностью, настойчивостью и дотошностью готовился к экспедиции в Центральную Арктику. Он имел знание о дрейфе льда от берегов Сибири в Атлантический океан. При переходе через Гренландию обходился без собак, лишь потому, что не смог достать хороших ездовых собак. Зато для похода к Северному полюсу он решил применить своеобразный вид транспорта: лодку, комбинированную с санями в собачьей упряжке. И конечно - необходимо было построить судно возможно меньших размеров, на которое поместился бы пятилетний запас угля и провиант для экипажа, и арктический лёд не смог раздавить его в своих мощных объятиях.

Так описывается имя наречение "Фрама": "Ева Нансен твердым шагом приближается к носу корабля. Колин Арчер почтительно подал ей бутылку шампанского. Тотчас смолк гул толпы: традиционный морской обряд наречения нового судна требовал почти молитвенной тишины. Ева высоко занесла руку и сильным ударом разбила бутылку о форштевень.
- "Фрам" - имя ему!"


Сохранённый потомками "Фрам" в Осло.


«Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева среди когда-либо построенных. Он олицетворял собой высшее и последнее достижение человечества в его пассивной борьбе со льдами. Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд и пришёл к выводу, что корпус значительно прочнее арктического льда, что и было доказано на практике. Корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы — поперечное сечение корпуса соответствовало форме половины кокосового ореха. Длина «Фрама» по ватерлинии составляла — 36,25 м.
Обшивка была дубовая, тройная, так что борта имели толщину более 70 см. Борта изнутри были оклеены просмоленным войлоком, слоем пробки, обшивкой из елового дерева, еще толстым слоем войлока, затем линолеумом и, наконец, дощатой обшивкой.



Над входом в музей "Фрама" в Осло.



Борт "Фрама", шпангоуты, запасной коленвал, современная противопожарная синяя труба и я.


Двигатель.


Винто-рулевой комплекс "Фрама".


Запасные винты.


Штурвал и компас "Фрама".


Вот так: цепью за румпель передаётся на баллер (вертикальная ось вращения пера руля ) движение штурвала.


Камбуз на "Фраме"


Кают-компания.


Каюта и медицинские инструменты.


Койка-диван в каюте Нансена.

На палубе "Фрама".

Ещё в Гренландии Нансен убедился в преимуществе маленькой команды из профессионалов, в которой каждый несёт равную долю работы. Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 600, Нансен отобрал из них только 12 человек (включая себя), но в Вардё за полтора часа до отплытия был принят 13-й член команды — матрос Бернт Бентсен, который предполагал идти только до Югорского Шара, однако остался до конца экспедиции. Одним из соискателей был известный английский полярный исследователь Фредерик Джексон (как потом оказалось не зря! ), подавший заявку ещё в 1890 году, но ему было отказано из-за происхождения, поскольку экспедиция предполагалась национальной — норвежской.
«Фрам» вышел в море 24 июня 1893 года. Капитаном на нем был проверенный в Гренландском походе друг Нансена Отто Свердруп .
29 июля «Фрам» вошёл в пролив Югорский Шар, в ненецкое становище Хабарово, куда посланец Э. В. Толля — полурусский-полунорвежец, тобольский мещанин Александр Иванович Тронтхейм — доставил 34 остяцкие лайки.
3 августа, погрузив на борт собак, распрощавшись с Тронтхеймом и послав с ним последние письма к родным и знакомым, экспедиция продолжила свой путь на Восток. При выполнении лоцманских работ, выводя "Фрам" из узкого пролива. Нансен чуть не сгорел в мотоботе от воспламенившегося масла.
22 сентября к Западу от Новосибирских островов "Фрам" обложило льдами и начался 3-х летний дрейф. Все прочие арктические экспедиции, которым приходилось проводить долгую зимнюю ночь страдали, кроме голода, холода и болезней, от невыносимой скуки; вследствие этой скуки являлись ссоры, взаимные обвинения, всеобщее недовольство и цинга . Ничего подобного на "Фраме" и ожидать было нельзя. Здесь у каждого было свое дело, к которому он был больше способен.


Астрономические наблюдения. Свердруп (стоит) и Скотт-Гансен


Ф.Нансен играет на органе в кают-компании "Фрама"


Сигурд Скотт-Гансен и Ялмар Йохансен измеряют магнитное склонение.


Измерение глубины океана на 3500м.


Нансен измеряет температуру воды на глубине.
Фото из Национальной библиотеке Норвегии в Осло .


С 3 по 5 января 1895 года «Фрам» испытал сильнейшие за всю экспедицию ледовые сжатия, так что команда готова была эвакуироваться на лёд. Но "Фрам" выдержал и эти адские атаки льда. К концу января экспедицию вынесло течениями на широту 83° 34"с. ш. Вскоре Нансен понял, что на судне они не достигнут Северного полюса, дрейф пройдет много южнее. И принимает решение - выдвигаться вдвоем на собачьих упряжках. С провиантом в 850 кг на 120 суток для людей и всего на 30 — для собак, поручив командование экспедицией капитану "Фрама" Отто Свердрупу, Нансен и Йохансен выступили 14 марта 1895 года на трёх нартах к Северному полюсу.


Нансен и Йохансен покидают "Фрам".


Поход на север оказался чрезвычайно тяжёлым: постоянно дули встречные ветры, скрадывая за счёт дрейфа льда пройденное расстояние (в среднем путешественники преодолевали от 13 до 17 км в день), слабели и не могли спать собаки, шерстяные костюмы напоминали ледяные доспехи. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лёд, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между −40 °C и −30 °C. Наконец, 8 апреля 1895 года Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс: достигнув 86°13"36" с. ш., они повернули к Земле Франца-Иосифа. До Северного полюса оставалось около 400 км.
Это решение архиважное. Многие полярные исследователи в истории изучения Полярных районов не могли принять такого решения или принимали его слишком поздно, что всегда заканчивалось трагедией. Этим решением Нансен спас жизни не только себе и Йохансену, но и многим норвежцам, шведам, голодающим Поволжья, армянам.
10 августа, пройдя сквозь суровые испытания и непогоды, двое норвежцев наконец достигли долгожданной земли. Это были северные, еще не изведанные, острова Земли Франца-Иосифа. Здесь они принимают еще одно взвешенное решение - оставаться зимовать на мысу одного из северных островов и основательно готовится к зимовке, а не искать путь на Юг. Теперь это мыс Норвегия на острове Джексона . Почти до конца мая следующего года Нансен и Йохансен прожили в землянке, накрытой моржовыми и устеленной медвежьими шкурами. 21 мая 1896 года возобновили продвижение на Юг, надеясь достичь Шпицбергена. 17 июня на мысе Флора острова Нортбрук , при приготовлении пищи, Нансен услышал лай собак. Так произошла встреча норвежцев, покинувших "Фрам" более года назад с не взятым в команду "Фрама" Фредериком Джексоном.

Встреча Нансена и Джексона. Постановочная фотография, сделанная через несколько часов после их действительной встречи.


26 июля 1896 года на мыс Флора прибыла яхта Windward, на которой Нансен и Йохансен вернулись в Норвегию, ступив на землю 13 августа.
«Фрам» прибыл в Скьервё спустя неделю - 20 августа, за три года борьбы со льдами Арктики не претерпев никаких повреждений и с командой в полном составе. Возвращение экспедиции «Фрама» превратилось в национальный праздник. На Нансена посыпались награды всех стран. Географические общества его избирали почетным членом. Прошедший лёд и воду, Фритьоф в свои 35 лет был накрыт звуком фанфар. Но он оставался верен науке.
Хотя Нансену не удалось достигнуть Северного полюса, по выражению сэра Клемента Маркхэма (председателя Королевского географического общества), «норвежская экспедиция разрешила все географические проблемы Арктики». Экспедиция доказала, что в районе Северного полюса отсутствует суша, взамен установив существование океанского бассейна. Нансен открыл, что в дрейфе паковых льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли. На основании анализа результатов экспедиции в 1902 году Нансен вывел два простых правила, описывающих скорость и направление дрейфа льда, получившие широкое практическое применение в полярных экспедициях XX века. Кроме того, Нансен впервые подробно описал процесс роста и таяния паковых льдов.


Дороги экспедиции. Красный - путь до начала дрейфа. Синий - дрейф "Фрама". Зеленый - путь Нансена и Йохансена. Желтый - возвращение "Фрама".
Фото из Википедии .

  НАНСЕН Фритьоф (1861–1930) , норвежский путешественник, исследователь Арктики, основоположник современной океанографии, географ, дипломат и общественный деятель, спортсмен, писатель и художник, почетный член Петербургской АН, один из крупнейших гуманистов ХХ в., лауреат Нобелевской премии мира.

Родился в усадьбе Стуре-Фрее неподалеку от Осло. С Арктикой познакомился еще студентом университета в Кристиании (ныне Осло). В 1881 на промысловом судне совершил плавание к берегам Гренландии. 24-дневный дрейф тюленебоя в полярных льдах сыграл главную роль в выборе молодым человеком дальнейшего жизненного пути. Его труды по моллюскам, ракообразным и низшим морским позвоночным и в наше время считаются классическими.

В 1888 Ф. Нансен с О. Свердрупом и четырьмя спутниками на собачьих упряжках и лыжах впервые пересекли с востока на запад южную часть Гренландии. Среди главных трудностей перехода были... страдания «от жажды, как в Сахаре ». Ф. Нансену удалось доказать, что остров покрыт сплошным ледниковым панцирем, и тем самым опровергнуть прежние гипотезы о возможном существовании оазисов в глубинных районах острова. Он открыл также второй полюс холода Северного полушария.

Во время вынужденной зимовки в пос. Готхоб Нансен собрал этнографические сведения о быте и хозяйстве эскимосов . В Гренландию он отправился научным клерком – хранителем Зоологического музея, а вернулся ученым с мировым именем. Его книга «Жизнь эскимосов», опубликованная в 1891 (русский перевод 1904), – не только крупный вклад в науку, но и пламенный призыв к защите малочисленных народов.

Ф. Нансен стал национальным героем и по возвращении на родину получил две высшие географические награды – медали «Веги» (в Норвегии) и «Виктории» (в Англии). Однако слава не вскружила голову молодому исследователю. Он бросил вызов грозному противнику – полярному океану, выдвинув в 1890 дерзкий, но основанный на научных расчетах проект достижения Северного полюса – на вмерзшем во льды специально построенном судне. Многие научные авторитеты того времени считали это безумным способом самоубийства.

Дрейф начался 22 сентября 1893 севернее о-ва Котельный, откуда судно Нансена «Фрам» вместе с ледовым массивом понесло на северо-запад. Ученый рассчитывал, что льды «доставят» корабль в район полюса, но линия дрейфа прошла несколько южнее. Вместе со штурманом Ф. Иогансеном в марте 1895 он покинул «Фрам», назначив начальником экспедиции О. Свердрупа, капитана судна, и пешком направился на север. Через 23 дня, по достижении рекордных на то время 86° 41′ с.ш. (до «макушки» планеты еще оставалось почти 420 км), путешественники вынуждены были повернуть на юг – к Земле Франца-Иосифа, до которой благополучно добрались в августе.

Зимовали норвежцы на острове, открытом за год до них англичанином Ф. Джексоном. Летом 1896 двинулись дальше на юг, и на о-ве Нордбрук произошла неожиданная встреча первоисследователя архипелага Джексона – этого «цивилизованного европейца в клетчатом английском костюме, тщательно выбритого, благоухающего душистым мылом », с Ф. Нансеном – «дикарем, одетым в грязные лохмотья, с длинными всклоченными волосами и щетинистой бородой ». Оба норвежца прибыли на родину в конце лета и были встречены как национальные герои. Вскоре в Норвегию вернулся и «Фрам», севернее Шпицбергена успешно закончивший беспримерную в истории ледовую одиссею. Книга Ф. Нансена «Фрам» в Полярном море» была переведена почти на все европейские языки, выдержала пять изданий и в нашей стране (последнее в 1956).

Во время дрейфа Нансен и Свердруп обнаружили в Северном Ледовитом океане глубины порядка 3000–3800 м и таким образом опровергли мнение о его мелководности. Поразительной батиметрической особенностью полярного океана, по мнению Ф. Нансена, является исключительно широкий евроазиатский шельф, имеющий небольшую глубину (не более 200 м, в основном менее 100 м). Батиметрическая карта Северного Ледовитого океана, составленная Ф. Нансеном, практически без изменений «дожила» до середины ХХ в. Ученый сделал также ряд других важных океанологических наблюдений и открытий: отверг гипотезу об арктической суше в центральной части океана, обнаружил неожиданное гидрологическое явление «мертвой воды», открыл глубинное теплое течение – «отголосок» Гольфстрима, получил данные о земном магнетизме, о закономерностях дрейфа льдов, установил влияние на движение льдов суточного вращения Земли.

В 1900–1904 на судне «Микаэл Сарс» Ф. Нансен изучал течения в Гренландском и Норвежском морях и выполнил замеры глубин. Высказанное им в 1902 предположение о существовании подводного хребта на границе Гренландского моря и Арктического басс. («Порога Нансена») не вызывало возражений более полувека. (Детальное обследование этой акватории в 1955–1962 выявило наряду с отдельными поднятиями дна ряд глубоких понижений.) Итогом океанологических работ Нансена (с привлечением данных других путешественников) стала батиметрическая карта. На ней впервые выделены или уточнены контуры уже известных подводных структур: крупная Норвежская котл. с «отростком» (ныне отдельная Лофотенская впадина), Гренландская котл., а также подводный хр. Мона и плато Вёринг, открытые в 1876–1878 норвежцем Х. Моном. Ученый внес большой вклад в методику определения скорости морского течения с дрейфующего корабля, в конструирование батометра (прибора для взятия проб воды с различных глубин) и точного ареометра. Нансен стал инициатором создания международного объединения океанографов, был избран председателем Международной комиссии по изучению морей.

В эти годы помимо научных занятий Ф. Нансен активно участвовал в движении норвежского народа за национальную независимость. Норвегия получила политическую самостоятельность (1905) во многом благодаря международному авторитету ученого. В 1906 он был назначен первым послом страны в Великобритании. Но дипломатическая карьера не прельщала Нансена: через два года он вернулся на родину и получил должность профессора океанографии в университете Осло.

В 1913 исследователь впервые посетил Россию: совершил плавание по Баренцеву и Карскому морям до устья Енисея, оттуда на речном пароходе поднялся до Красноярска, а затем путешествовал по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Материалы его наблюдения легли в основу работы «В страну будущего» (русский перевод 1915).

После окончания первой мировой войны великий гуманист и пацифист был назначен Верховным комиссаром Лиги наций по делам военнопленных. В 1921–1923 возглавлял Комиссию помощи голодающим Поволжья, в 1925 – Комиссию Лиги наций по оказанию помощи армянским беженцам.

Несколько раз посетив нашу страну в 20-х гг., Ф. Нансен высказал мысль об изучении района Северного полюса научными станциями, созданными на дрейфующих льдинах, он предлагал также использовать дирижабли при исследовании Арктики. Международное общество «Аэроарктик» избрало его почетным и бессменным президентом (1924).

Одна из регулярных лыжных прогулок Нансена закончилась простудой. После трехмесячной болезни великий ученый скончался.

Его именем названы 25 географических объектов, в т.ч. пять островов, четыре горы, два полуострова, два ледника, пять подводных возвышенностей, впадины, а также заливы, бухты, фьорды и пролив. Самый крупный из объектов – котл. Нансена в центральной части Северного Ледовитого океана.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"