Чарльз Дарвин – основоположник теории эволюции. Эволюционное учение Почему дарвина считают основоположником эволюционного учения

Конспект по теме « Эволюционное учение»

План

    Общая характеристика биологии в додарвиновский период.

    Труды Карла Линнея.

    Эволюционные идеи Ж.-Б. Ламарка.

    Эволюционные идеи в России.

    Исторические и научные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

    Чарльз Дарвин - основоположник эволюционного уче­ния.

    Основные положения теории эволюции Ч.Дарвина.

    Синтетическая теория эволюции (неодарвинизм)

    Общая характеристика биологии в додарвиновский период

Эволюция (от лат. evolutio - развертывание) - нео­братимый процесс исторического изменения живого.

Эволюционное учение Ч. Дарвина было опубликова­но в 1859 г. Всю историю биологии от момента ее зарож­дения и до выхода в свет учения Дарвина принято назы­вать додарвиновским периодом. В истории додарвиновской биологии можно выделить несколько этапов.

Первый этап развития эволюционных идей связан с деятельностью античных философов (Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций и др.), которые высказывали идеи об изменяемости окружающего мира, в том числе и об исторических преобразованиях организмов.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – сформулировал принципы классификации животных по их строению, заложил основы античной эмбриологии.

Второй этап наступает с установлением господства христианской церкви в Европе и распространением точки зрения, основанной на библейских текстах. Церковь пре­следует опытное изучение природы, и для науки этого периода характерно метафизическое мировоззрение. Сущ­ность метафизического мировоззрения заключается в пред­ставлениях о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности всей природы. Под выражением «изна­чальная целесообразность» понималось полное соответ­ствие организма или органа цели, якобы поставленной творцом при его создании. Все это было идейной основой креационизма (от лат. creatio - единый акт творения), направления в развитии биологии, согласно которому все живое создано Богом и остается неизменным. Метафизи­ческое мировоззрение было господствующим в науке до середины XVIII века.

Третий этап додарвиновской биологии связан с груп­пой ученых, которые в истории науки получили название трансформистов (от лат. transformo - превращаю): Р. Гук, Д. Дидро, Ж. Бюффон, Э. Жоффруа Сент-Иллер, И. В. Ге­те, К. Ф. Рулье и др., которые были непосредственными предшественниками Ч. Дарвина.

Джон Рэй (1628 – 1705) – дал первое определение понятию «вид».

Жорж Бюффон (1707-1788) – основные причины изменяемости видов заключаются в прямом влиянии на организм условий внешней среды.


Жорж Кювье (1769-1832) – органы животного – части одной целостной системы, а строение каждого органа закономерно соотносится со строением всех других (принцип корреляции). Автор «теории катастроф».

Все эти ученые были сто­ронниками изменяемости органического мира. Они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции, однако на этом этапе яснее стал круг основных проблем эволюционного учения. Какие это проблемы?

Во-первых, сущность и причины эволюции.

Во-вторых, причины целесообразности устройства орга­низмов.

В-третьих, причины многообразия форм орга­низмов.

В-четвертых, причины сходства и различий меж­ду разными видами, и наконец, причины одновременного существования высших и низших организмов.

Таким образом, биология в додарвиновский период была лишена стройной концепции эволюции, но ее раз­витие подготовило почву для создания первых эволюци­онных концепций.

2.Труды Карла Линнея.

Крупнейшим ученым додарвиновского периода био­логии был шведский натуралист и естествоиспытатель Карл фон Линней (1707-1778). Карл Линней был креационис­том, но это не умаляет его заслуг перед биологией.

В 1735 г. вышел главный труд Линнея «Система при­роды». В этой работе Линней представил прогрессивную для своего времени систему органического мира.

К заслу­гам Карла Линнея можно отнести:

Установил универсальность, реальность видов и вы­делил их главный признак (свободное скрещивание особей одного вида);

Ввел основные единицы систематики: вид, род, се­мейство, отряд, класс;

Создал систему органического мира, в которой рас­тения были разделены на 24 класса: 23 класса явно­брачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голо­семенных и споровых). Среди явнобрачных первые 12 классов выделялись только по числу тычинок, к 13-му относились растения, имевшие более двенад­цати тычинок, а при отнесении растений к 14-23 классам учитывалось еще и строение андроцея. У жи­вотных были выделены 6 классов (черви, насекомые, гады, рыбы, птицы и млекопитающие);

Ввел бинарную (двойную) номенклатуру вместо гро­моздких многословных (полиноминальных) назва­ний, которая указывала на принадлежность организ­ма к роду и виду;

Описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных;

Усовершенствовал ботанический язык, установив до 1000 терминов;

Впервые поместил человека в один отряд с обезьяна­ми на основании морфологического сходства.

Таким образом, Карла Линнея по праву называют отцом систематики. Его труды способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний.

Утверждение: Природа неизменна, виды в природе существуют.

    Эволюционные идеи Ж.-Б. Ламарка.

В начале XIX века французский ученый Жан Батист Ламарк (1744-1829) создал первое учение об эволюции живой природы, которое он изложил в труде «Философия зоологии» (1809).

Теория Ламарка - стройное здание логических конст­рукций, которые дают ответы на большинство вопросов, стоящих перед эволюционным учением, но ответы на них берутся не из научных фактов, а выводятся логически из принятых постулатов.

Движущими силами эволюции Ламарк считал врожден­ные способности организмов к самосовершенствованию и целесообразному реагированию на условия среды обита­ния, то есть Ламарк вопрос о движущих силах эволюции решил с идеалистических позиций, он не сумел увидеть в самой природе силы, вызывающие изменяемость органи­ческого мира.

Направлениями эволюции Ламарк в своей теории назы­вал градации и отклонения от градаций. Развитие приро­ды по Ламарку началось с образования простейших живых тел из неорганической природы; его ход - от про­стого к сложному. Последовательные ступени усложнения организации организмов Ламарк назвал градациями. Не всем организмам удается достичь эволюционных высот, то есть градации в чистом виде проявляются редко. Вмешательство в эволюцию условий среды приводит к откло­нениям от градаций. Наличие в природе наряду с высоко­организованными низкоорганизованных форм Ламарк объясняет отклонениями от градаций. Отображением процесса развития от низших форм к высшим стала так на­зываемая «лестница существ» Ламарка, являющаяся клас­сификацией органической природы.

Результатами эволюции Ламарк называл возникнове­ние приспособленностей живых организмов к условиям среды обитания и видообразование. Изменение условий среды вызывает целесообразное реагирование со стороны организма животного, которое проявляется в усиленном употреблении и развитии или неупотреблении и ослабле­нии того или иного органа. Под действием постоянных упражнений или неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются, то есть единицей эво­люции Ламарк считал отдельный организм.

Таким образом, теория Ламарка - умозрительная схе­ма. Он не смог правильно назвать движущие силы эво­люции. Теория не была принята большинством ученых того времени, так как были очевидны ее противоречия и шаткость аргументов. Но это была первая эволюционная теория в истории биологии.

Ошибки Ламарка:

Внутреннее стремление организма к прогрессу.

Приспособленность возникает сразу под действием внешней среды.

Под влиянием внешних условий возникают только полезные изменения.

Считал, что видов в природе нет, но в конце жизни признал их существование.

Утверждение: Природа изменяется, но видов не существует.

    Эволюционные идеи в России.

В России с XVIII века складывались эволюционные представления о природе. К первым русским эволюцио­нистам можно отнести: М. В. Ломоносова, А. Н. Радище­ва, П. С. Палласа, А. А. Каверзнева и др. Одним из выда­ющихся предшественников Ч. Дарвина был профессор Мос­ковского университета Карл Францевич Рулье (1814-1858).

Основные взгляды Рулье:

Организм нельзя изучать в отрыве от той среды, в которой он живет и с которой взаимодействует;

С изменением среды организмы или приспосаблива­ются к ней, или погибают;

Происхождение видов связано с борьбой за питание, участие в размножении;

Человек родственен животным;

Доказательствами эволюции являются ископаемые ос­татки животных, сравнительные данные о строении современных животных, их зародышевом развитии и изменения животных при одомашнивании,

Провел анатомическое сравнение вымерших и ныне живущих организмов.


Русские эволюционисты:

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - утверждал, что изменение неживой природы ведет к изменению растений и животных. Живая и неживая природа как единое развивающееся целое.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) считал, что природа раз­вивается от простых веществ к сложным.

Афанасий Каверзнев (конец 18 начало 19 веков; точные даты неизвест­ны) - утверждал, что виды действительно существуют в природе, но они изменчивы. Он поставил вопрос о том, что виды происходят один из другого и состоят между собой в родстве, подтвердив примерами из практики человека по выведению пород животных.

    Исторические и научные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

В конце XVIII-гo - начале XIX веков успехи наук пробили «брешь» в метафизическом воззрении на приро­ду. К научным предпосылкам возникновения учения Дар­вина можно отнести:

Гипотезы астрономии о происхождении Солнечной системы из газообразной туманности;

Обнаружение геологами последовательного образо­вания осадочных слоев земной коры;

Выявление химией элементарного единства живой и неживой природы;

Открытие физиками закона сохранения и превраще­ния энергии;

Успехи биологии (развитие сравнительной морфо­логии, создание клеточной теории, зарождение палеонтологии, эмбриологии и биогеографии и др.).

    Чарльз Дарвин (1809-1882) - основоположник эволюционного уче­ния.


Чарльз Дарвин родился в 1809 г. Он был сыном состоятельного врача и, подобно многим великим людям, вначале как ученый ничем особенно не выделялся. В 1831 г. он принял предложение отпра­виться в качестве натуралиста (без жалованья) в путешествие на военном корабле «Бигль», который уходил на пять лет в море для проведения топогра­фических съемок у восточного побережья Южной Америки. «Бигль» возвратился в Фалмут в октябре 1836 г., проделав путь вдоль берегов Чили, через Галапагосские острова, Таити, Новую Зеландию, Тасманию и Южную Африку. Большую часть этого времени Дарвин занимался геологическими исследо­ваниями; однако во время пятинедельного пребыва­ния на Галапагосских островах его внимание прив­лекло сходство между флорой и фауной этих ост­ровов и материка. Особенно его заинтересовало распространение черепах и вьюрков. Он собрал множество данных об изменчивости ор­ганизмов, которые убедили его в том, что виды нельзя считать неизменяемыми.

После возвращения в Англию Дарвин занялся изучением практики раз­ведения голубей и других домашних животных, что привело его к концепции искусственного отбора, однако он все еще не мог представить себе, каким образом отбор мог бы действовать в природных условиях. В 1778 г. священник Томас Мальтус опуб­ликовал свой труд «Трактат о народонаселении» , в котором ярко обрисовал, к чему мог бы привести рост населения, если бы он ничем не сдерживался. Дарвин перенес его рассуждения на другие организ­мы и обратил внимание на то, что несмотря на их высокий репродуктивный потенциал численность популяций остается относительно постоянной. Со­поставляя огромное количество сведений, он начал понимать, что в условиях интенсивной конкуренции между членами популяции любые изменения, бла­гоприятные для выживания в данных условиях, повышали бы способность особи размножаться и оставлять плодовитое потомство, а неблагоприят­ные изменения, очевидно, невыгодны, и у обладаю­щих ими организмов шансы на успешное размноже­ние понижались бы.

Эти соображения послужили остовом для теории эволюции путем естественного отбора, сформулированной Дарвином в 1839 г. В сущности, наибольший вклад Дарвина в науку за­ключается не в том, что он доказал существование эволюции, а в том, что он объяснил, как она может происходить.

Тем временем другой естествоиспытатель, Аль­фред Рассел Уоллес , много путешествовавший по Южной Америке и островам Юго-восточной Азии и тоже читавший Мальтуса, пришел к тем же выводам о естественном отборе, что и Дарвин.

В 1858 г. Уоллес изложил свою теорию на 20 страницах и послал их Дарвину. Это стимулировало и ободрило Дарвина, и в июле 1858 г. Дарвин и Уоллес выступили с докладами о своих идеях на заседании Линнеевского общества в Лондоне. Спустя год с небольшим, в ноябре 1859 г., Дарвин опубликовал «Происхождение видов путём естественного отбора». Все 1250 экземпляров книги были проданы в первый же день, и говорят, что по своему воздействию на человеческое мышление она уступала только Библии.

Свои взгляды по теории эволюции изложил в трудах:

1859 г. - «Происхождение видов путем естественного отбора»

1869 г. - «Изменение сортов растений и пород животных»

1871 г. - «Происхождение человека и половой отбор»

Теория Дарвина - одно из трех величайших открытий 19 века по­сле закона сохранения энергии, клеточной теории (Карл Маркс)

    Основные положения теории эволюции Ч.Дарвина.

Основная книга Ч. Р. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» совершила подлинную революцию в естествознании. Она вышла в свет 24 но­ября 1859 г. В этой книге Дарвин изложил свои взгляды на проблему эволюции органического мира.

Основные положения теории Ч. Дарвина можно свести к следующему:

Каждый вид способен к неограниченному размноже­нию;

Ограниченность жизненных ресурсов препятствует ре­ализации потенциальной возможности размножения;

Следствием несоответствия интенсивности размноже­ния и средств жизни является борьба за существова­ние, в которой гибнет большинство особей, не ос­тавляя потомства;

В борьбе за существование выживают те организмы, которые лучше приспособлены к условиям среды. Избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов Ч. Дарвин назвал ес­тественным отбором;

Под действием отбора, происходящего в разных ус­ловиях среды, группы особей из поколения в поко­ление накапливают различные приспособленности, и это может привести к образованию нового вида.

    Синтетическая теория эволюции (неодарвинизм)

В настоящее время наиболее общепризнанной является синтетическая теория эволюции (СТЭ ). СТЭ возникла в начале 40-х годов. Это учение об эволюции органи­ческого мира, разработанное на основе данных современной генетики, экологии и классического дарвинизма. Термин от названия книги анг­лийского эволюциониста Джулиана Хаксли - «Эволюция: современный синтез» (1942).

Постулаты СТС

Материалом для эволюции служат мутации. Мутационная измен­чивость имеет направленный и ненаправленный характер.

Движущим фактором эволюции является естественный отбор, воз­никающий на основе борьбы за существование.

Наименьшей эволюционной единицей является популяция.

Эволюция носит дивергентный характер, т.е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов, но каждый вид имеет единственный предковый вид, единственную предковую популя­цию.

Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразо­вание - этап эволюции - последующая смена временной популяции чередой других временных популяций.

Вид состоит из множества соподчиненных морфологических, био­химических, экологических, генетически отличных, но репродуктивно не изолированных единиц - подвидов и популяций. Однако известно немало видов с ограниченными ареалами и поэтому не удается вид расчленить на самостоятельные подвиды, а реликтовые виды могут состоять из единственной популяции.

Вид существует как целостное и замкнутое образование. Целост­ность вида поддерживается миграциями особей из одной популя­ции в другую, при котором наблюдается обмен аллелями («поток генов»),

Так как основным критерием вида является его репродуктивная изоляция, то он неприменим к прокариотам, низшим эукариотам, т.е. у которых отсутствует половой процесс.

Макроэволюция на уровне выше вида (род, семейство, отряд, класс и др.) идет лишь путем микроэволюции. Согласно СТЭ, не сущест­вует закономерностей макроэволюции отличных от микроэволю­ции.

Любой реальный таксон (а не сборный) имеет монофилетическое происхождение.

Эволюция имеет ненаправленный характер, т.е. не идет в направле­нии какой-либо конечной цели. Эволюция не носит финалистического характера.

СТЭ вскрыла глубинные механизмы эволюционного процесса, накопила множество новых факторов и доказательств эволюции живых организмов, объединила данные многих биологических наук. Тем не менее СТЭ (неодарвинизм) находится в русле тех идей и направлений, которые были заложены Чарльзом Дарвином.

Дальнейшее развитие эволюционизма.

Загоды, прошедшие после формулирования постулатов СТЭ, эволюционная биология продолжала развиваться. В некоторые положения СТЭ были внесены изменения, соот­ветствующие современному уровню развития науки. По­знакомимся с этими изменениями и уточнениями.

Естественный отбор, бесспорно, признается движущим фактором, но не единственным. Формирующую роль в небольших изолированных популяциях играет дрейф генов.

Эволюция не всегда носит дивергентный и постепенный характер. Видообразование путем хромосомных пере­строек, полиплоидии, гибридизации по сути внезапно.

Макроэволюция может идти как через микроэволюцию, так и минуя традиционные микроэволюционные пути.

Эволюция может быть прогнозируема, несмотря на ко­лоссальное количество факторов, влияющих на нее. Хотя она не носит финалистический характер, но, оценивая прошлую историю, генотипическое окружение и воз­можное влияние среды, можно предсказать общее на­правление эволюции.

Итак, из сказанного видно, что годы развития науки после выхода в свет труда Ч. Дарвина не прошли даром.

В то же время несомненно, что магистральный путь развития эволюционной биологии лежит в русле тех идей и тех направлений, которые были заложены гением Чар­лза Дарвина.

Ч. Дарвин (1809­-1882) родился в маленьком городке Шрусбери в центральной части Великобритании. Его дедом был Эразм, Дарвин, врач, натуралист и поэт, один из осно­воположников идей трансформизма. Возможно, это оказало влияние на формирование мировоззрения Ч. Дарвина. Окончил богословский факультет Кемб­риджского университета, но карьера священнослужи­теля не состоялась.

Капитану корабля «Бигль» Роберту Фицрою нужен был ученый натуралист, который смог бы выполнить научные работы, и он принял в свою команду молодого ученого Чарлза Дарвина. Корабль был снаряжен спе­циально с научными целями: исследование Огненной Земли, где предполагалось изучение рек, озер, расти­тельного и животного мира островов архипелага. Экс­педиция продолжалась в течение 5 лет (1831-1836 гг.). За это время Дарвин собрал уникальный материал для геологиче­ских и биологических исследований. Он детально изу­чил фауну Галапагосских островов, Южной Америки. В Уругвае были обнаружены останки вымерших ги­гантских ленивцев и броненосцев и других ископае­мых.

С 1836 по 1859 г. Дарвин анализировал собранный ма­териал. В первую очередь он собрал большой фактический материал об изменчивости видов животных и растений в естественных и одомашненных условиях. Дарвин выделил определенную и неопределенную изменчивость . Опреде­ленная - практически все потомство меняется одинаково в результате действия внешних условий. Неоnределен­ная - изменения не соответствуют изменениям внешней среды. Он сделал вывод, что в естественных условиях существуют все формы изменчивости, которые проявля­ются в одомашненном состоянии. Он ищет аналог ис­кусственному отбору в естественных условиях и меха­низм, который позволяет выживать и оставлять потом­ство наиболее приспособленным особям каждого вида. В 1859 г. была издана одна из его монографий - «Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих рас (форм, пород) в борьбе за жизнь». В 1871 г. вышла в свет книга «Происхождение человека и половой отбор». По своим наблюдениям Ч.Дарвин приходит к выводу о движущих силах эволюции. Логика его мысли такова (таблица):



Наблюдаемые природные факты Вывод Механизмы эволюции (движущие силы)
1. Все организмы стремятся размножаться в геометрической прогрессии, но в природе существует относительное постоянство особей одного вида 1.Следовательно, организмам что-то мешает выжить. Это – борьба за жизнь (за пищу, за территорию, за самку и т.д.) Борьба за существование
2. В природе не встречается две одинаковые особи одного вида, у них есть индивидуальные различия 2. Следовательно, организмы обладают изменчивостью Изменчивость
3.Так как особи обладают изменчивостью и постоянно борются за существование, то в этой борьбе выживают наиболее приспособленные, а наименее приспособленные «погибают» 3. Следовательно, в природе происходит естественный отбор Естественный отбор

Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Процесс, в результате которого вы­живают и оставляют потомство особи с полезными в данных условиях наследственными изменения­ми, - естественный отбор. Выполнение условиями среды роли отбирающих факторов: сильные ветры на океанических островах - отбирающий фактор для насекомых и птиц; сильные морозы, засуха - ­факторы отбора растений и животных. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции, спо­собствующий сохранению особей лишь с полезными· наследственными изменениями для жизни в тех ус­ловиях, где он действует, возникновению новых ви­дов, формированию черт приспособленности у орга­низмов. Постоянное, ежечасное действие естест­венного отбора в направлении совершенствования приспособлений за счет сохранения особей с полез­ными для них наследственными изменениями, в на­правлении формирования новых видов.

Царство грибов, их характерные особенности, получение из них продуктов питания, лекарств. По каким признакам вы отличите съедобные грибы от ядовитых, используя коллекцию муляжей? Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать при отравлении грибами?

1. Строение грибов. Грибы - особое царство ор­ганизмов, имеющих черты сходства и различия как с растениями, так и с животными. Грибы, как и рас­тения, неподвижны, растут в течение всей жизни, всасывают питательные вещества всей поверхно­стью тела, а не заглатывают их, как животные. На­личие у клетки гриба твердой оболочки, как у расте­ний и бактерий. Отсутствие в клетках грибов хлоро­пластов, в связи с чем в них не происходит фотосин­тез. Грибы, как и животные, гетеротрофы (питаются готовыми органическими веществами). Содержание в оболочке клеток грибов хитина, как и в наружном скелете многих животных. Почти все грибы мно­гоклеточные, тело их состоит из тонких нитей ­гифов , которые часто ветвятся и образуют мицелий, или грибницу , а у некоторых грибов, например у шляпочных, и плодовые тела, в которых гифы плот­но прилегают друг к другу. Сложное строение гриб­ной клетки - наличие оболочки мембраны, цито­плазмы с органоидами и ядра с хромосомами.

3. Многообразие грибов. Самые высокоорганизо­ванные грибы - шляпочные: белые, подберезови­ки, опята, маслята, шампиньоны и др. Развитие грибницы в почве, на пнях, в тканях деревьев. Об­разование плодовых тел на грибнице шляпочных грибов. Быстрый рост при невысокой температуре, большой влажности, притоке воздуха. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы (бледная поганка, му­хомор, желчный гриб, ложные опята). Необходи­мость сохранения грибницы при сборе съедоб­ных грибов (белого, подосиновика, сыроежки и др.). Плесневые грибы - небольшие по размерам, нетре­бовательные к пище и среде обитания, с высокой скоростью размножения, часто поселяющиеся на продуктах питания при хранении их в теплом, сы­ром месте: мукор, пеницилл. Разрушение ими орга­нических веществ и порча продуктов. Плесневые грибы, поселяющиеся на деревянных постройках, кожаных изделиях, промышленных материалах. Плесневые грибы - возбудители

заболеваний расте­ний, животных и человека. Использование плесне­вых грибов: пеницилла (для производства пени­циллина), а также грибов, использующихся для производства витаминов, антибиотиков, лимонной кислоты, сыра. Использование дрожжей в хлебопе­чении, виноделии, для производства спирта.

4. Роль грибов в природных сообществах. Сим­биоз шляпочных грибов с деревьями, роль грибов в водном обмене и минеральном питании растений. Плесневые грибы, выполняющие роль санитаров, разрушают органические вещества мертвых остатков организмов до неорганических веществ. В природных сообществах важна роль грибов – разрушителей органических соединений, что способствует круговороту веществ, значит, и существованию биосферы.

Отобрать муляжи ядовитых и съедобных грибов. К ядовитым относятся бледная поганка, ложный опенок, ложная лисичка, мухомор. Ядовитые грибы имеют сходство со съедобными: бледная поганка с шампиньоном, ложный опенок со съедобным опен­ком, ложная лисичка со съедобной лисичкой. К съе­добным относят белый гриб, подберезовик, рыжик, сыроежку, масленок и др. Ложные опята, похожие на съедобные опята, не имеют кольца из пленки на пеньке, а пластинки под шляпкой - зеленоватые. Бледная поганка похожа на шампиньон, но у нее нижняя сторона шляпки зеленовато-бурая, а у шампиньона розовая. При отравлении грибами надо позвонить в «Скорую помощь», прочистить желудок и кишечник: искусственно вызвать рвоту, поставить клизму, давать много пить молока или воды с содой.

Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.

Давление крови в кровеносной системе не постоянно, оно изменяется в разные фазы сердечного цикла. Наибольшим давление бывает во время сокращения желудочков, его называют максимальным. А минимальное - в период расслабления сердца. Разница между ними называется пульсовым давлением , оно служит важным показателем работы сердца. Артериальное давление измеряют при помощи прибора – тонометра. У молодого здорового человека максимальное давление должно быть около 120-128 мм рт.ст., а минимальное – 70-78 мм рт. ст.

Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий, синхронное с сокращением сердца. По числу пульсовых ударов можно судить о ритмичности работы сердца, силе его сокращений, состоянии сосудов. Пульс можно определить, прижав артерии через кожу к кости на запястье, под мышкой, под коленом, на шее. Нормальная частота пульса – 68-72 удара в мин.

Билет № 6

1. Наследственность и изменчивость – свойства организмов, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип.

Наследственность и изменчивость – два противоположных свойства организма, которые составляют единое целое. Наследственность – свойство живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Изменчивость – свойство организмов приобретать новые признаки и свойства, отличающие его от родителей. Реализуется у отдельных организмов или клеток в процессе индивидуального развития или в пределах группы организмов в ряду поколений.

Единица материальной основы наследственности – ген – участок молекулы ДНК, ответственный за проявление какого-либо признака. Гены располагаются в определенных участках хромосом – локусах. Реализация признака у организма осуществляется по схеме: ген → белок →признак. Генотип – совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей. Фенотип – совокупность внутренних и внешних признаков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индивидуального развития организма. Передача наследственных признаков происходит при делении клетки и размножении организма: при половом размножении – через половые клетки – гаметы; при бесполом размножении – через соматические клетки (клетки тела, не гаметы).

Виды изменчивости: ненаследственная (мо­дификационная) и наследственная (комбинативная, мутационная).

Ненаследственные изменения не связаны с изменениями генов и хромосом, не передаются по наследству, возникают под влиянием факторов внешней среды, исчезают со временем. Проявление сходных модификационных изменений у всех осо­бей вида (например, на холоде у лошадей шерсть становится гуще). Исчезновение модификационных изменений при прекращении действия фактора, вы­звавшего данное изменение (загар зимой исчезает, при ухудшении условий содержания и кормления надои молока у коров уменьшаются). Примеры мо­дификационной изменчивости: появление загара летом, увеличение массы тела животных при хоро­шем кормлении и содержании, развитие определен­ных групп мышц при занятиях спортом.

Наследственные изменения обусловлены из­менениями генов и хромосом, передаются по на­следству, различаются у особей в пределах одного вида, сохраняются в течение всей жизни особи.

Комбинативная изменчивость. Проявление комбинативной изменчивости при скрещивании, ее обусловленность появлением новых комбинаций (сочетаний) генов у потомства. Источники комбина­тивной изменчивости: обмен участками между го­мологичными хромосомами, случайное сочетание половых клеток при оплодотворении и образовании зиготы. Разнообразные сочетания генов - причина перекомбинации (нового сочетания) родительских признаков у потомства.

Мутации - внезапно возникающие стойкие изменения генов или хромосом. Результат мутаций - появление новых признаков у дочернего ор­ганизма, которые отсутствовали у его родителей·, например коротконогость у овец, отсутствие опере­ния у кур, альбинизм (отсутствие пигмента). Полез­ные, вредные и нейтральные мутации. Вред боль­шинства мутаций для организма вследствие прояв­ления новых признаков, не соответствующих среде его обитания.

Наследственная изменчивость - фактор эволюции. Появление новых признаков у организмов и их многообразие - материал для действия естест­венного отбора, сохранения особей с изменениями, соответствующими среде обитания, формирования приспособленности организмов к изменяющимся ус­ловиям внешней среды.

Идеи о постепенном и непрерывном изменении всех видов растений и животных высказывались задолго до Ч. Дарвина многими учеными. Наиболее интересными представляются взгляды Ж. Б. Ламарка, который считал, что эволюция живых организмов происходит под направляющим влиянием условий окружающей среды. Именно под воздействием этой среды организмы приобретают благоприятные для жизни свойства, которые затем передаются по наследству. Таким образом, по мнению Ж.Б. Ламарка, все приобретенные живыми организмами благоприятные признаки и свойства оказываются наследственными и поэтому определяют ход дальнейшей эволюции.

Хотя дарвиновская концепция эволюции и признает существование такой групповой изменчивости, которую организмы приобретают под действием определенного фактора внешней среды, но считает, что только случайные индивидуальные изменения, оказавшиеся полезными, могут передаваться по наследству и тем самым влиять на процесс дальнейшей эволюции.

Опираясь на огромный фактический материал и практику селекционной работы по выведению новых сортов растений и пород животных, Ч. Дарвин сформулировал основные принципы своей эволюционной теории.

В природе нельзя обнаружить два совершенно одинаковых, тождественных организма. Чем тщательнее и глубжеже мы изучаем природу, тем больше убеждаемся во всеобщем, универсальном характере принципа изменчивости. При поверхностном взгляде может, например, показаться, что все деревья в сосновом бору одинаковые, но более внимательное изучение может выявить некоторые различия между ними. Одна сосна дает более крупные семена, другая - в состоянии лучше переносить засуху, третья - обладает повышенным содержанием хлорофилла в иголках и т. д. При обычных условиях эти различия не оказывают заметного влияния на развитие деревьев. Но в крайне неблагоприятных условиях, указывает Алексей Владимирович Яблоков (р. 1933 г.), каждое такое мельчайшее отличие способно стать именно тем решающим изменением, которое и определит, останется ли этот организм в живых или будет уничтожен.

Ч. Дарвин различает два типа изменчивости. К первому, который называется "индивидуальной" или "неопределенной" изменчивостью, он относит ту, которая передается по наследству. Второй тип он характеризует как "определенную" или "групповую" изменчивость, поскольку ей подвержены те группы организмов, которые оказываются под воздействием определенного фактора внешней среды. В дальнейшем "неопределенные" изменения обычно стали называть мутациями, а "определенные" модификациями.



Достаточно отметить, что многие растения дают десятки и сотни тысяч семян, а рыбы выметывают от нескольких сот до миллионов икринок. В этих условиях как раз и развертывается борьба за выживание, которую чаще всего называют борьбой за существование. Однако, как подчеркивает Ч. Дарвин, "борьба за существование" представляет собой метафорическое выражение, с помощью которого характеризуются различные отношения между организмами, начиная от сотрудничества внутри вида против неблагоприятных условий окружающей среды и кончая конкуренцией между организмами в добывании пищи, занятии лучшею места обитания, лидерстве в группе и т. п. В связи с этим часто различают внутривидовую и межвидовую борьбу.

С его помощью удалось удовлетворительно объяснить, почему из громадного потомства живых организмов выживают и достигают зрелости лишь небольшое количество особей. Дарвин выдвинул гипотезу весьма общего характера, согласно которой в природе существует особый механизм отбора, который приводит к избирательному уничтожению организмов, оказавшихся неприспособленными к существующим или изменившимся условиям окружающей среды. Эти результаты, указывает Дарвин, есть

следствия одного общего закона, обусловливающего прогресс всех органических существ, именно - размножения, изменения, выживания наиболее сильных и гибель наиболее слабых.

Разрабатывая учение о естественном отборе, он обращает внимание на такие его характерные особенности, как постепенность и медленность процесса изменений и способность суммировать эти изменения в крупные, решающие, которые в конечном итоге приводят к формированию новых видов. Ч. Дарвин писал:

Выражаясь метафорически, можно сказать, что естественный отбор ежедневно и ежечасно расследует по всему свету мельчайшие изменения, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно и невидимо, где бы и когда бы ни представился к тому случай, над усовершенствованием каждого органического существа в связи с условиями его жизни, органическими и неорганическими.

Самым слабым местом в учении Ч. Дарвина были-представления о наследственности, которые подверглись серьезной критике его противниками. Действительно, если эволюция связана со случайным появлением полезных изменений и наследственной передачей приобретенных признаков потомству, то каким образом они могут сохраняться и даже усиливаться в дальнейшем? Ведь в результате скрещивания особей с полезными признаками с другими особями, которые ими не обладают, они передадут эти признаки потомству в ослабленном виде. В конце концов, в течение ряда поколений случайно возникшие полезные изменения должны постепенно ослабнуть, а затем и вовсе исчезнуть. Сам Ч. Дарвин вынужден был признать эти доводы весьма убедительными, при тогдашних представлениях о наследственности их невозможно было опровергнуть. Вот почему в последние годы жизни он стал все больше подчеркивать воздействие на процесс эволюции направленных изменений, происходящих под влиянием определенных факторов внешней среды. Нетрудно понять, что такое изменение взглядов означает, по сути дела, переход на позиции Ж. Б. Ламарка, согласно которой эволюция происходит под управляющим воздействием внешней среды, которая заставляет организмы изменяться в определенном направлении. В связи с этим исчезает необходимость в устранении неприспособленных особей, а тем самым и основного принципа дарвиновской теории эволюции - естественного отбора. Между тем реальные факты свидетельствовали, что такой отбор происходит повсеместно, но сам принцип отбора был обоснован недостаточно убедительно прежде всего относительно передачи наследственных признаков. В дальнейшем были выявлены и некоторые другие недостатки теории Дарвина, касающиеся основных причин и факторов органической эволюции. Эта теория нуждалась в дальнейшей разработке и обосновании с учетом последующих достижений всех биологических дисциплин.

Биологическая дисциплина, изучающая закономерности исторического развития или эволюции органического мира. Она обобщает результаты, полученные частными биологическими науками, и поэтому является теоретической основой биологии.

Термин "эволюция" употребляется в биологии как синоним выражения "историческое развитие". Таким образом, его содержание не совпадает с содержанием аналогичного термина в философии, где под эволюцией подразумевается часть исторического процесса - плавного, постепенного, количественного изменения, приводящего к революции - скачкообразному качественному изменению. В биологии под эволюцией понимают процесс исторического развития органического мира и увеличение разнообразия растений и животных путем новообразования, постепенного приспособления живых систем к беспрерывно меняющимся условиям существования под контролем естественного отбора. Вследствие эволюции в ряде последовательных поколений происходят количественные и качественные изменения формы и функции органов, способа жизни организмов.

Впервые термин "эволюция" (от лат. evolutio - развертывание) был использован в биологии в 1762 г. швейцарским натуралистом Шарлем Бонне (1720-1793).

Основоположником эволюционного учения был английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882) [показать] , утвердивший в биологии идею развития органического мира.

Чарльз Дарвин

Герой этого рассказа, юный англичанин по имени Чарльз, жил в позапрошлом веке. Однако то, что случилось с ним, заставляет призадуматься кое о чем и сегодня.

Житель небольшого английского городка, ученик местной гимназии, Чарльз в своем классе оказался, пожалуй, самой удобной мишенью для насмешек со стороны учителей и товарищей. Скажем сразу: лень была его главным, но не единственным недостатком. Сколько школьные наставники ни вглядывались в его голубые, вечно полусонные глаза – в них не было ни единого проблеска любопытства и интереса к какому-либо предмету. Даже родной английский ему было лень учить. Всем своим видом он словно вопрошал: говорю, пишу на английском – чего еще надо?

Следует отметить, что в этой гимназии от учеников кроме знаний по обычным дисциплинам требовалось также, чтобы они все как один писали стихи. Чарльз и по этой части оказался среди самых безнадежных: к простейшим словам не мог (или не хотел?) подобрать рифму. "Чарльз!" - то и дело окликали его учителя, видя, что маленький увалень в очередной раз норовит вздремнуть за партой…

Самое удивительное, что он был из весьма приличной, известной в Англии семьи. Его отец сэр Роберт (рост под два метра и вес около двухсот килограммов) считался одним из лучших врачей округа. А дед Чарльза по отцовской линии был еще более заметной фигурой – ученый-ботаник с мировым именем. Что интересно, свои научные воззрения он, случалось, излагал (не в пример внуку!) в стихотворной форме…

Разумеется, в гимназии этого городка учились далеко не одни гении. Но сверстники Чарльза хотя бы старались, зубрили, выдавали чужие стихи за свои, а по окончании гимназии поступали в университеты и делали успешную карьеру. А герой нашего рассказа даже не старался стать лучше, все ему было, как сказали бы сегодня, - до лампочки.

Впрочем, нет, чем-то и он увлекался. Например, Чарльз любил ловить жуков, бабочек и составлять коллекции. Но более всего – и это в то время, когда его одноклассники, стремясь стать истинными джентльменами, играли в гольф, ездили верхом на лошадях, учились ухаживать за девочками, - Чарльз любил сидеть с примитивной удочкой на берегу местного пруда. Пусть ничего не ловилось и даже не клевало, он часами, сидел, глядел на воду и – ничего не делал! А когда он подрос и получил право на ношение охотничьего оружия, его только и видели дома: юнец в полном одиночестве шастал среди болот и вересковых пустошей, самозабвенно паля по всему, что летало и бегало. И уже затемно возвращался домой, увешанный битой дичью…

С грустью и отчаянием глядел на сына достопочтенный сэр Роберт. В отпрыске не проглядывало ни единого положительного задатка! А вот сам Чарльз, как он сам потом признался, в отличие от отца ничуть не горевал по этому по воду. Ну не дано, так не дано – что поделаешь? Малый продолжал преспокойно удить рыбу, ходить на охоту…

Ничуть не сомневаясь, что без него непутевый Чарльз не найдет дорогу в жизни, тучный и подавлявший своей тучностью сына сэр Роберт отправил его в учебное заведение, готовившее врачей. Увы, к медицине, как и к сочинению стихов, юнец не проявил ни малейшего интереса. Пришлось сэру Роберту забрать его домой.

Далее, на беду ли, на счастье ли Чарльза, друг семьи обнаружит на голове увальня так называемую "шишку благочестия", которая в те времена считалась наивернейшим признаком, что ее обладателю суждено стать примерным священнослужителем. (Шишка была столь большой, что, по словам самого Чарльза, ее могло хватить на дюжину священников!) Обрадованный сэр Роберт отправил сына в университет, где будущим преподобным отцам давали хорошее образование. Но Чарльз и здесь не утруждает себя учебой. На первом месте у него по-прежнему охота, рыбалка и ловля насекомых. Бывает, что лентяй стреляет по воронам, даже не вставая с постели! Затем у него появляется еще одно увлечение, на этот раз не совсем безобидное: Чарльз захаживает в пивнушку и задерживается там допоздна. Словом, и на "шишку благочестия" не осталось никаких надежд…

Наверное, все могло для Чарльза кончиться плохо, не обрати на него внимания два чудаковатых преподавателя университета. Из собеседований с ним они оба пришли к выводу, что этот неповоротливый, но миролюбивый и честный малый блестяще знает повадки рыб, птиц, насекомых. Кроме того, каким-то непостижимым образом они обнаружили в нем склонность к научному анализу. Вот они-то и посоветовали Чарльзу отправиться в кругосветное путешествие на парусном судне в качестве лаборанта и коллекционера редких видов растений и животных. Чарльз от нечего делать согласится. Но против были два человека: сэр Роберт и капитан судна. Отец решил, что Чарльз, плавая по морям, окончательно обленится, а капитану показалось, что студент-недоучка будет лишним ртом на корабле.

И все же Чарльза включили в состав экспедиции. Судно называлось "Бигль". Плавая на "Бигле" в течение пяти лет, Чарльз вместе с другими членами экспедиции высаживается время от времени на берега американского континента, изучает флору и фауну заморских стран, блуждает в бескрайних пампасах, восходит на высочайшие горы, подолгу живет на Галапагосских островах, известных тем, что здесь обитают нигде больше не встречающиеся птицы и черепахи.

Но Чарльз и здесь выглядит белой вороной! Другие члены экспедиции, люди куда более опытные, чем он, пустились в это путешествие, чтобы собрать научный материал, а затем, вернувшись в Англию, обобщить его и, защитив диссертацию, обзавестись научной степенью. При этом многие из них так спешили, что, изучая флору и фауну, искали обязательно что-то редкое, сенсационное. А медлительный Чарльз? Он мог у обыкновенного лопуха просидеть весь день напролет, изучая его со всех сторон, или разглядывать крохотного жучка с таким неподдельным интересом, словно тот прилетел с другой планеты. Так вот: взошел Чарльз на парусное судно "Бигль" обыкновенным лаборантом, с большими сомнениями в пользе путешествия, а вернулся в Англию… профессиональным биологом, блестящим ученым по имени Чарльз Дарвин!

Изучив собранный в далеких краях уникальный научный материал, после возвращения в Англию он написал фундаментальный труд по происхождению и эволюции всего живого на земле, труд, который произвел переворот в биологической науке. Сам того не желая, внук затмил славу своего знаменитого деда.

Правда, прирожденная медлительность еще не раз сыграет с ним злую шутку. Так, ученый, привыкший не раз и не два проверять и перепроверять одни и те же факты, ставить одни и те же опыты, он на многие годы затянет публикацию главного труда своей жизни – книги "Происхождение видов". А в это время один молодой биолог, работавший в лесах Юго-Восточной Азии, независимо от Дарвина придет к таким же выводам, что и герой нашего рассказа. Лишь по настоянию друзей Дарвин выступит в печати и докажет свой приоритет. И первым, кто это признает, будет тот самый молодой коллега – он благоговел перед именем Дарвина и нисколько не сомневался в его честности.

Но и после случившегося герой нашего рассказа останется равнодушным к суете и славе. Если на создание первого труда у него уйдет восемь лет, то на создание следующего – уже тридцать. Работал он в самом деле медленно, зато наверняка. Один из биографов Дарвина так написал об особенностях его ума и таланта: "В таком мозгу мысль созревает до того медленно, что поначалу чудится, будто ее почти и нет, а потом становится ясно, что она там была всегда…"

По материалам: www.peoples.ru

Эта идея выдвигалась многими философами и натуралиста и ранее, но только Дарвин, собрав огромный фактический материал, смог дать неопровержимые доказательства эволюционного процесса и установить факторы, под влиянием которых происходит эволюционное развитие видов.

Теория эволюции органического мира, разработанная Дарвином, получила название "дарвинизм". Значение ее было столь велико, что резко отграничило историю развития эволюционного учения, важные этапы которого совпадали со сдвигами в социально-экономической структуре общества, на

  • додарвиновский период , включивший в себя
    • Эпоху практических донаучных знаний (или умозрительный период) - от каменного века до XVI ст. Для этого времени характерно главным образом описание наблюдаемых биологических явлений, на основе которых еще не устанавливались закономерности их развития. Вместо них давались умозрительные и нередко религиозно-идеалистические трактовки.
    • Эпоху возникновения и оформления основных биологических наук (описательный период) - с XVI до середины XIX в. Это период аналитического развития биологии, когда появилась профессия натуралиста, ученые начали применять эксперимент и пытались давать биологическое обоснование практики медицины, растениеводства, животноводства. В это время формируется научная система знаний о живой природе, быстро развиваются ботаника, зоология, систематика, морфология, физиология, эмбриология и другие биологические науки.
  • дарвиновский период или каузальный период (эпоху синтеза научных биологических знаний ) с середины XIX до середины XX в. Первым крупнейшим синтезом научных знаний была теория Ч. Дарвина, давшая причинное объяснение исторического развития органического мира.
  • и последарвиновский период (или реконструктивный период), в котором в связи с бурным развитием генетики и использованием ее достижений для объяснения механизмов эволюции в 20-30-х годах 20 в. сформировалось новое направление в эволюционном учении, получившее название синтетической теории эволюции (эпоху современного дарвинизма ).

Для додарвиновского периода в истории биологии характерным было господство метафизических представлений о неизменности и изначальной целесообразности природы. Метафизики рассматривали явления и тела природы как раз и навсегда данные, неизменные, изолированные и не связанные между собой. Они считали, что виды растений и животных являются продуктом творческого акта и что с самого начала организмы уже имели в готовом виде все характерные для них приспособления. Метафизическое мышление является антидиалектическим, а метафизические представления о природе смыкаются с креационизмом и теологией [показать] .

Теология , или богословие (греч. teos - бог, logos - слово) - совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.

Натуралистов додарвиновского периода при углубленном изучении строения и жизненных функций животных и растений поражало удивительное совершенство организмов. Эта мысль хорошо выражена словами французского натуралиста Ж. Кювье: "Каждое организованное существо составляет самостоятельную целостную систему, все части которой взаимно соответствуют одна другой и служат для выполнения определенной цели". Если органы пищеварения приспособлены для переваривания мяса, то другие органы животного - его зубы, челюсти, конечности - устроены так, чтобы животное могло преследовать добычу, захватить ее, разорвать на куски и разжевывать мясо. Этой же цели должны соответствовать инстинкты и нравы животного. Организм представлялся как единая, разумно устроенная система. Поражало их также и удивительное соответствие свойств организма с условиями их жизни. Каждое животное и растение имеет множество приспособлений, обеспечивающих питание и сохранение жизни в определенных условиях среды, будто они разумно созданы именно для этих условий.

Подобное целесообразное строение биологи додарвиновского периода считали изначальным свойством организмов и усматривали в нем доказательство мудрости создателя вселенной. По этому поводу в XVIII веке выходили многочисленные сочинения под заголовками такого типа: "Теология раковинных моллюсков" или "Теология рыб". Авторы этих сочинений ставили своей целью доказать на примерах целесообразного строения животных мудрость творца вселенной. Это было "высшим обобщением", к которому пришла метафизическая мысль в биологии.

"Высшая обобщающая мысль, до которой поднялось естествознание рассматриваемого периода, - писал Ф. Энгельс, - это - мысль о целесообразности установленных в природе порядков, плоская вольфовская телеология, согласно которой кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца".

Идеалистическое учение об изначальной целесообразности получило название телеологии (греч. teleos - стремящийся к цели). Материалистическое объяснение целесообразности впервые дал много позже Дарвин.

Лестница тел природы . Другое обобщение, к которому пришло метафизическое естествознание XVIII века, - это лестница тел природы. Изучая животных, растения и тела неорганической природы, ученые располагали их по сложности строения в один ступенчатый ряд. Отправным пунктом лестницы был человек. Остальные тела природы располагали по степени их сходства с человеком в нисходящий ряд - животные, растения, тела неорганической природы. Автор одной из самых популярных "лестниц существ" швейцарский ученый Ш. Бонне (1720-1793) утверждал, что между самой низкой и самой высокой ступенью телесного и духовного совершенства находится бесчисленное множество промежуточных ступеней. На низших ступенях лестницы, по Ш. Бонне, находятся тонкие материи, огонь, воздух, вода, затем металлы и минералы. От них он видел переход через "каменистые водоросли" к миру растений, а через "чувствительные растения" и полипы - к миру животных. Животные располагались по ступеням возрастающей сложности от беспозвоночных к позвоночным, от рыб к птицам и четвероногим и, наконец, через обезьян - к человеку.

Казалось бы, лестница тел природы могла натолкнуть ученых на мысль о развитии природы от простого к сложному, от низшего к высшему. Однако метафизическое мировоззрение исключало представление о развитии. В лестнице существ метафизики видели лишь установленный творцом порядок застывших неизменных тел природы. Интересно отметить, что Ш.Бонне не заканчивает свою лестницу человеком; на ступенях лестницы, расположенных выше, он помещает различные "ангельские чины" и завершает ее богом.

Однако и в период господства метафизики и креационизма в биологии отдельные естествоиспытатели фиксировали внимание на фактах изменчивости, превращения форм растений и животных. Зарождалось и развивалось течение, известное под названием трансформизма. Трансформизм - учение об изменяемости видов растений и животных, подрывавший устои метафизики и креационизма, считают предшественником эволюционного учения.

Развитие естествознания в XIX в., селекционной практики, расширение и углубление исследований в различных областях биологии, интенсивное накопление новых научных фактов создавали благоприятные условия для важных эволюционных обобщений - нового метода исследования, который применил Ч.Дарвин в обосновании проблем эволюции.

Он дал обоснование реальности развивающегося вида как категории, которая зарождается, развивается и исчезает, обосновал единство прерывности и непрерывности в возникновении вида, диалектически решил проблему случайности и необходимости в эволюции, показал, как неопределенные случайные изменения под действием естественного отбора в чреде поколений превращаются в адаптичные признаки вида. Дарвин вскрыл материальные причины и показал пути формирования относительной целесообразности, чем впервые нанес смертельный удар телеологии. Он разработал фундаментальные научные проблемы биологии, утвердил исторический метод в изучении природы и предложил первую материалистическую теорию эволюции органического мира, справедливо получившую название дарвинизм.

Дарвинизм - материалистическое учение об общих закономерностях исторического развития органического мира, о движущих силах, причинах и путях этого развития, а также об использовании естественных закономерностей для управления жизнью растений и животных, их полезной продуктивностью, формообразованием в интересах человека.

Дарвин Чарлз Роберт (1809-1882) - английский естествоиспытатель, основоположник научной биологии, создатель первого материалистического учения об историческом развитии органического мира путем естественного отбора. Учился в Эдинбургском и Кембриджском университетах, как натуралист совершил кругосветное путешествие (1831-1836), во время которого собрал богатейший научный материал, легший в основу его главного труда - "Происхождение видов" (1859). При жизни автора вышло 7 изданий этой книги.

Анализу закономерностей эволюции посвящены монографии "Изменение домашних животных и культурных растений" (1868), "Происхождение человека и половой отбор" (1871) и другие труды, составляющие 12 томов. Избран членом Российской АН (1867), почетным членом Московского, Казанского и других обществ испытателей природы. В Москве функционирует Государственный дарвиновский музей, в Вологодской области - Дарвиновский заповедник на Рыбинском водохранилице.

К. А. Тимирязев подчеркивал, что эволюционное учение впервые почувствовало под собой "твердое основание на почве дарвинизма". Учение Ч. Дарвина о развитии живой природы положило начало новому научному этапу в истории биологии.

Дарвинизм оказал плодотворное влияние на развитие биологической науки, в процессе которого была подтверждена дарвиновская теория эволюции.

Сразу же после появления дарвинизма разгорелась острая идеологическая борьба в биологии. Идеалисты разных толков, прежде всего креационисты и представители других религиозно-философских направлений, резко выступили против материалистических основ учения Ч. Дарвина. Однако дарвинизм показал действенность положений диалектико-материалистической философии о постоянном развитии природы как результате борьбы противоположностей, непрерывном движении и всеобщей связи явлений в природе.

Атеистическое значение дарвинизма было настолько велико, а сила и убедительность его положений столь значительны, что даже глава католической церкви папа Пий XII в энциклике 1950 г. разрешил производить исследования о происхождении человеческого тела из уже существующей живой материии, но одновременно отметил, что католическая вера обязывает придерживаться мнения, что душа создана непосредственно богом.

Основоположники марксизма-ленинизма сразу же обратили внимание на работы Дарвина и высоко оценили его теорию. К. Маркс отмечал, что Дарвин впервые нанес смертельный удар телеологии и дал рациональное объяснение относительности приспособлений в живой природе. К. Маркс указывал, что книга Дарвина "Происхождение видов" является хорошей естественно-исторической основой диалектико-материалистической философии.

В своих классических произведениях "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Л. Фейербах" и др. Ф. Энгельс подчеркивал, что именно Дарвин нанес сокрушительный удар метафизическим взглядам на природу и научно обосновал ее эволюционное развитие. Уже через три недели после первой публикации книги "Происхождение видов" Ф.Энгельс писал К.Марксу об успешной разработке Дарвином доказательств исторического развития природы. Энгельс относил дарвиновскую теорию к одному из трех крупнейших обобщений естествознания XIX в.

В. И. Ленин в работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1895), подтверждая мысль Ф. Энгельса, сравнивает заслуги К. Маркса с заслугами Ч. Дарвина и подчеркивает, что Дарвин впервые поставил биологию на вполне научную основу.

Более чем столетняя история свидетельствует, что дарвинизм успешно выдержал испытание временем и показал свои несомненные научные преимущества перед многочисленными попытками дать обоснование ведущих законов развития природы. Эволюционное учение Дарвина оказало огромное революционизирующее влияние на науку. Оно утвердило идею развития, исторический метод в исследовании явлений живой природы, что привело к коренной перестройке всех отраслей биологической науки.

В дальнейшем, на основе синтеза дарвинизма, генетики, экологии и других биологических наук, с учетом диалектической связи между генетико-экологическими закономерностями и законами исторического развития жизни, начиная с 20-30-х годов прошлого столетия оформилась синтетическая теория эволюции, которую можно рассматривать как дарвинизм современности.

В нашу эпоху дарвинизм все также является важнейшим научным обобщением современной биологии. Общая теория эволюции, устанавливая закономерности и раскрывая процесс исторического развития органического мира, определяет родственные связи между современными формами животных и растений и их предками, показывает пути исторических преобразований. Она исследует эволюционные изменения в современную эпоху (микроэволюцию), дает теоретическое обоснование более совершенных генетико-селекционных методов искусственного отбора и позволяет разрабатывать научные основы создания новых пород и сортов, введение в культуру новых групп микроорганизмов, растений и животных; создавать более продуктивные агроценозы; интенсифицировать лесное, рыбное и охотничье хозяйства; разрабатывать биологические методы борьбы с вредителями; познавать закономерности эволюции биогеоценозов, прогнозировать результаты вмешательства человека в экосистемы, предупреждать возможные нарушения равновесия биосферы, охранять и рационально использовать растительный и животный мир.