Уроки по первой мировой войне. Уроки первой мировой войны

Первая мировая война 1914 – 1918 гг. стала одним из наиболее кровопролитных и масштабных конфликтов в человеческой истории. Она началась 28 июля 1914 г. и завершилась 11 ноября 1918 г. В этом конфликте участвовало 38 государств. Если говорить о причинах Первой мировой войны кратко, то, с уверенностью можно утверждать, что спровоцировали этот конфликт серьезные экономические противоречия сложившихся в начала века союзов мировых держав. Так же, стоит отметить, что, вероятно, существовала возможность мирного урегулирования этих противоречий. Однако чувствуя возросшую мощь, Германия и Австро-Венгрия перешли к более решительным действиям.

Участниками Первой мировой войны стали:

  • с одной стороны Четверной союз, в который входили Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция (Османская империя);
  • с другой блок Антанта, который составляли Россия, Франция, Англия и союзные страны (Италия, Румыния и многие другие).

Начало Первой мировой войны было спровоцировано убийством наследника австрийского престола Эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены членом сербской националистической террористической организации. Убийство, совершенное Гаврилой Принципом, спровоцировало конфликт Австрии с Сербией. Германия поддержала Австрию и вступила в войну.

Ход первой мировой войны историки разделяют на пять отдельных военных кампаний.

Начало военной кампании 1914 г. датируется 28 июля. 1 августа вступившая в войну Германия объявляет войну России, а 3 августа и Франции. Немецкие войска вторгаются в Люксембург и, позже, Бельгию. В 1914 г. важнейшие события Первой мировой войны развернулись на территории Франции и сегодня известны под названием «Бег к морю». Стремясь окружить войска противника, обе армии двигались к побережью, где в итоге и замкнулась линия фронта. Франция сохранила контроль над портовыми городами. Постепенно линия фронта стабилизировалась. Расчет немецкого командования на быстрый захват Франции не оправдался. Поскольку силы обеих сторон были истощены, война приняла позиционный характер. Таковы события на Западном фронте.

Военные действия на Восточном фронте начались 17 августа. Русская армия начала наступление на восточную часть Пруссии и первоначально оно оказалось вполне успешным. Победа в Галицийской битве (18 августа) была принята большей частью общества с радостью. После этого сражения войска Австрии уже не вступали в серьезные бои с Россией в 1914 г.

Не слишком удачно развивались события и на Балканах. Захваченный ранее Австрией Белград был отбит сербами. Активных боев в Сербии в этом году не было. В том же, 1914 г. против Германии выступила и Япония, что позволило России обезопасить азиатские границы. Япония приступила к действиям по захвату островных колоний Германии. Однако, Османская империя вступила в войну на стороне Германии, открыв Кавказский фронт и лишив Россию удобного сообщения с союзными странами. По итогам на конец 1914 г. ни одна из стран участниц конфликта не смогла добиться поставленных целей.

Вторая кампания в хронологи Первой мировой войны датируется 1915 годом. На Западном фронте происходили жесточайшие боевые столкновения. И Франция и Германия предпринимали отчаянные попытки переломить ситуацию в свою пользу. Однако, огромные потери, понесенные обеими сторонами, так и не привели к серьезным результатам. Фактически линия фронта к концу 1915 г. не изменилась. Ни весеннее наступление французов в Артуа, ни операции, провозимые в Шампани и Артуа осенью, ситуации не изменили.

Ситуация на русском фронте переменилась к худшему. Зимнее наступление плохо подготовленной русской армии скоро превратилось в Августовское контрнаступление немцев. А в результате Горлицкого прорыва германских войск Россия утратила Галицию и, позже, Польшу. Историки отмечают, что во многом Великое отступление русской армии было спровоцировано кризисом снабжения. Фронт стабилизировался только к осени. Германскими войсками был занят запад Волынской губернии и частично повторял довоенные границы с Австро-Венгрией. Положение войск так же, как и во Франции, способствовало началу позиционной войны.

1915 г. ознаменовался вступлением в войну Италии (23 мая). Несмотря на то, что страна являлась участницей Четверного союза, она объявила о начале войны против Австро-Венгрии. Но 14 октября союзу Антанта объявила войну Болгария, что привело к осложнению ситуации в Сербии и скорому ее падению.

Во время военной кампании 1916 года произошло одно из наиболее известных сражений Первой мировой войны – Верденское. Стремясь подавить сопротивление Франции, немецкое командование сосредоточило в районе Верденского выступа огромные силы, надеясь преодолеть англо-французскую оборону. В ходе этой операции, с 21 февраля по 18 декабря погибло до 750 тыс. воинов Англии и Франции и до 450 тыс. солдат Германии. Верденское сражение известно и тем, что впервые был применен новый тип оружия – огнемет. Однако, наибольший эффект этого оружия был психологическим. Для оказания помощи союзникам, на Западном русском фронте была предпринята наступательная операция, названная Брусиловским прорывом. Это вынудило Германию перебросить серьезные силы на русский фронт и несколько облегчило положение союзников.

Необходимо отметить, что военные действия развивались не только на суше. Между блоками сильнейших мировых держав шло жестокое противостояние и на воде. Именно весной 1916 г. произошло одно из основных сражений Первой мировой войны на море– Ютландское. В целом, в конце года доминирующим стал блок Антанта. Предложение Четверного союза о мире было отклонено.

В ходе военной кампании 1917 г. перевес сил в сторону Антанты еще более увеличился и к очевидным победителям присоединились США. Но ослабление экономик всех стран – участниц конфликта, а так же, рост революционной напряженности привел к уменьшению военной активности. Германское командование принимает решение о стратегической обороне на сухопутных фронтах, в то же время, сосредотачивая внимание на попытках вывести из войны Англию используя подводный флот. Зимой 1916 – 17 годов не было активных боевых действий и на Кавказе. Ситуация в России максимально обострилась. Фактически после октябрьских событий страна вышла из войны.

1918 г. принес Антанте важнейшие победы, что привело к окончанию Первой мировой войны.

После фактического выхода из войны России, Германии удалось ликвидировать восточный фронт. Ей был заключен мир с Румынией, Украиной, Россией. Условия Брестского мирного договора, заключенного между Россией и Германией в марте 1918 г. оказались для страны тяжелейшими, однако вскоре этот договор был аннулирован.

В дальнейшем Германия оккупировала Прибалтику, Польшу и частично Белоруссию, после чего все свои силы бросила на Западный фронт. Но, благодаря техническому превосходству Антанты, немецкие войска потерпели поражение. После того, как Австро-Венгрия, Османская империя и Болгария заключили мир со странами Антанты, Германия оказалась на грани катастрофы. В силу революционных событий император Вильгельм покидает свою страну. 11 ноября 1918 г. Германией подписывается акт о капитуляции.

По современным данным потери в Первой мировой войне составили до 10 миллионов солдат. Точных данных о потерях среди мирного населения не существует. Предположительно, из-за тяжелых условий жизни, эпидемий и голода погибло в два раза большее количество людей.

По итогам Первой мировой войны Германия должна была выплачивать репарации союзникам в течение 30 лет. Она утратила 1/8 своей территории, а колонии отошли странам – победительницам. Берег Рейна на 15 лет оккупирован союзными войсками. Так же, Германии было запрещено иметь армию более 100 тыс. человек. На все виды вооружений были наложены жесткие ограничения.

Но, сказались Последствия Первой мировой войны и на ситуации в странах-победительницах. Их экономика, за исключением, пожалуй, США, была в сложном состоянии. Уровень жизни населения резко снизился, народное хозяйство пришло в упадок. В то же время, военные монополии обогатились. Для России Первая мировая война стала серьезным дестабилизирующим фактором, во многом повлиявшем на развитие революционной ситуации в стране и вызвавшим последующую гражданскую войну.

Тема урока истории: Причины, повод и начало Первой мировой войны

Тема урока информатики: Компьютерная презентация. Разработка слайдовой презентации

Цель урока истории:

Охарактеризовать причины и пово д Первой мировой войны, а также стратегические планы государств-участников;

Проследить процесс начала боевых действий в 1914 году;

Сформировать у учеников представление о целях и мотивах европейских государств в Первой мировой войне;

Развивать умения учеников анализировать исторические события;

Раскрыть ученикам трагизм такого процесса, как война, для населения воюющих государств.

Цель урока информатики:

Формировать высокий уровень ответственности в процессе изучения вопросов темы урока, самообразовательную компетентность учащихся;

Закрепить навыки создания и демонстрации презентаций средствами MS Power Point ;

Развивать самостоятельность и творческие способности учащихся;

Воспитывать умения работать самостоятельно.

План урока истории:

Повод Первой мировой войны.

Причины Первой мировой войны.

Противоборствующие стороны.

Характер Первой мировой войны.

Постепенные союзники Тройственного союза и Антанты.

Последовательность объявления войны государствами-участниками.

Театр боевых действий.

План урока информатики:

Пользование документом Microsoft Word .

Самостоятельное создание презентации Microsoft Power Point 2007 с элементами применения дизайна и вставок.

Представление презентации созданной с помощью Microsoft Power Point 2007.

Тип урока: интегрированный, комбинированный урок-практикум.

Оснащение: учебник, мультимедийная презентация, конспект урока, компьютеры с операционной системой WINDOWS 7, Microsoft Power Point 2007, инструкции по ОБЖД.

Ход урока

Организация учебной деятельности

Проверка присутствующих, так же готовности учеников к уроку, ознакомление с целями урока.

Проверка домашнего задания

Вопросы к классу по истории:

Объясните исторические понятия и термины: «военно-политический блок», «гонка вооружения», «шовинизм».

Какие мировые кризисы имели место быть в начале 20 века?

Опишите процесс создания Тройственного союза и Антанты.

Проанализируйте свидетельство 2 на с.67. Как вы считаете, справедливо ли данное высказывание, или нет. Свой ответ-мнение аргументируйте.

Проанализируйте свидетельство 4 на с.69. Выскажите собственное отношение к этому свидетельству: согласны/не согласны с данным свидетельством.

Согласны ли Вы с тем, что гонка вооружений может удерживать страны от войны (свидетельство 4). Ответ обоснуйте.

Фронтальный опрос учеников:

Мультимедийный проект (презентация)

Программа, позволяющая создать презентацию (Power Point )

Оформление презентации (дизайн)

Команда создания нового слайда (вставка)

Способ «оживления» презентации (анимация)

Электронная страница презентации (слайд)

Демонстрация презентации (показ)

Мотивация учебной деятельности

Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками?

Мотивация учебной деятельности урока информатики: Созданную презентацию, посвященную теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы государств - участников» продемонстрировать ученикам средних классов в рамках проведения тематической недели истории.

Изучение нового материала

Слово учителя истории : Первая мировая война (1 августа 1914 г - 11 ноября 1918 г) началась в последствии обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело - развязывала национальную вражду, правящие круга все больше-больше жаждали реализации планов захвата.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево наследника австро-венгерского престола эрц-герцога Франца-Фердинанда членом организации «Млада Босна» Гаврилом Принципом. Эрц-герцог был главнокомандующим армии Австро-Венгрии и прибыл в Сараево для участия в военных маневрах, которые должны были состояться на границе с Сербией. У сербов же 28 июня было днем национального траура. В этот день чествовали память сербов, погибших в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. Этот визит сербские национальные круга расценили как оскорбление.

После гибели эрц-герцога немецкий император Вильгельм II предложил австро-венгерскому императору Францу-Иосифу «покончить с сербами», использовав сараевское убийство как повод для провозглашения войны. Австро-венгерское правительство дал Сербии 48 часов для выполнения ряда ультиматумов.

Работа с историческим документом (Текст ультиматума размещен в документе Microsoft Word ).

Условия ультиматума Австро-Венгрии к руководству Сербии:

Запретить издания, пропагандирующие ненависть к Австро-Венгрии и нарушение её территориальной целостности

Закрыть общество «Народна Одобрена» и все другие союзы и организации, ведущие пропаганду против Австро-Венгрии

Исключить антиавстрийскую пропаганду из народного образования

Уволить с военной и государственной службы всех офицеров и чиновников, занимающихся антиавстрийской пропагандой

Сотрудничать с австрийскими властями в подавлении движения, направленного против целостности Австро-Венгрии

Провести расследование против каждого из участников сараевского убийства с участием в расследовании австрийского правительства

Арестовать майора Воислава Танкосича и Милана Цигановича, причастных к сараевскому убийству

Принять эффективные меры к предотвращению контрабанды оружия и взрывчатки в Австрию, арестовать пограничников, помогших убийцам пересечь границу

Сделать объяснения насчет враждебных к Австро-Венгрии высказываний сербских чиновников в период после убийства

Без замедления информировать австрийское правительство о мерах, принятых согласно предыдущим пунктам.

Вопросы к историческому документу:

Чего больше желала Австрия: развязать войну или установить согласия и мирно урегулировать убийство?

Нарушала ли Австро-Венгрия суверенитет Сербии? (При ответе на данный вопрос дайте определение «суверенитет»).

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : После активных действий со стороны Австро-Венгрии государства Европы заняли выжидающие позиции, чтобы не стать обвиняемыми во вмешательстве в конфликт и поддержке одной из сторон.

За 10 минут до окончания срока ультиматума Сербия заявила, что принимает его условия, кроме одного - участия австрийской полиции в проведении следствия на территории Сербии.

Это заявление об отказе выполнения одного из пунктов стало для Австро-Венгрии поводом для разрыва дипломатических отношений с Сербией и провозглашением войны. И в ночь с 28 на 29 июля произошло артиллерийское бомбардирование Белграда. И это положило начало боевым действиям.

Первая мировая война

Противоборствующие стороны

в Первой мировой войне

Характер Первой мировой войны

Цели государств-участников

Германия

Желание переразделения колониальных владений Англии, Франции, Бельгии в свою пользу

Установление лидерства-господства в Европе и в мире в целом

Захват больших территорий в Европе, особенно за счёт Франции и владений Российской империи (Польша, Украина, Прибалтика)

Ослабление Франции и России

Австро - Венгрия

Установление полного господства на Балканах

Подавление национально-освободительных движений словянских народов

Захват Сербии, Волыни и Подолья

Установление контроля над нефтяными месторождениями Румынии

Италия

Установление контроля над Далмацией и Албанией (побережье Адриатического моря)

Возвращение Савои и Ницци, принадлежавшие Франции

Захват Туниса и Восточной Африки (Сомали, Эфиопия, Кения)

Присоединение Тироля

Россия

Ослабление Германии

Установление господства на Балканах и протоках Босфор и Дарданеллы

Присоединение Галичины и Восточной Пруссии

Франция

Ослабление и расчленение Германии на несколько независимых государств

Возвращение Эльзаса и Лотарингии

Захват части немецких землевладений

Англия

Ослабление Германии

Захват части немецких колониальных землевладений

Распределение владений Османской империи

Сохранение своего господства в море

Стратегические планы противников

Работа с историческими терминами и понятиями (ученики записывать понятие под диктовку учителя в тетради).

Блицкриг - в переводе с немецкого - молниеносная война - план ведения быстротечной войны, согласно которому победа достигается всего лишь за несколько дней и месяцев.

Работа с учебником/самостоятельная работа учеников.

Пользуясь материалом учебника на с.76 определите стратегические планы противников в Первой мировой войне. (После 5-ти минутной работы с материалом параграфа ученики озвучивают стратегические планы противников сопровождающиеся демонстрацией мультимедийной презентацией учителя).

Германия

Надеялась, что Англия останется в войне нейтральной

Согласно плану блицкрига, генералом А.Шлиффеном и Х.Мольтке, предполагалось нанести молниеносный удар на Западе против Франции через Люксембург и Бельгию, одновременно ведя сдерживающие оборонительные бои на Востоке против России

После разгрома Франции должна была наступить очередь России еще до того, как российская армия завершит мобилизацию

Австро-Венгрия

Планировала вести войну на два фронта: против России и на Балканах

Франция

Французский военный план предусматривал стремительный прорыв в направлении Рурской долины, промышленного сердца Германии, что должно было бы лишить Германию ресурсов для ведения продолжительной войны и заставить её капитулировать

Россия

Планировала наступать сразу на двух направлениях: северо-западном против Германии и юго-западном - против Австро-Венгрии силами в 800 тысяч штыков

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : Таким образом, война сначала приобрела общеевропейский, а со временем и мировой характер.

Постепенные сторонники Антанты

Постепенные сторонники Тройственного союза

Объявление войны государствами

1914 год

Австро-Венгрия объявила войну Сербии

914 год

Россия начала частичную мобилизацию с целью совершить давление на Австро-Венгрию

1914 год

Германия объявила войну России

1914 год

Германия объявила войну Франции (начало реализации «Плана Шлиффена»)

1914 год

Англия провозгласила войну Германии

1914 год

Австро-Венгрия объявила войну России , в ответ на это Англия и Франция провозгласила войну Австро-Венгрии

Япония объявила войну Германии

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : Начало войны вызвало невиданный размах воинственных настроений в воюющих странах, а тех, кто выступал против войны - фанатики войны убивали. Так был убит французский социалист Жан Жорес.

С самого начала Первой мировой войны были чётко установлены территории, охваченные боями, так сказать - театр боевых действий: Западный фронт (западная граница Германии), Восточный фронт (на восточной границе Германии), Север Италии, Балканы, Турция и немецкие колонии

Театры боевых действий в 1914 году

Групповая самостоятельная работа учеников.

Слово учителя истории: Получив информацию о начале, поводе, причинах и планах государств-участников Первой мировой войны Вы будете разделены на тематические группы для закрепления полученных знаний.

1-я группа - «Повод для начала Первой мировой войны»

2-я группа - «Причины Первой мировой войны»

3-я группа - «Планы государств-участников»

4-я группа - «Поочередность объявления войны»

Слово учителя информатики: На прошлом уроке Вам домой было задано подготовить список сайтов, которые содержат материал по теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы стран-участников), пользуясь эти списком подберите материал к своим мультимедийным презентациям. С помощью браузера для Microsoft Windows Internet Explorer войдите в интернет, скопируйте и сохраните этот материал на накопитель информации («Флешку») при этом создав папку под названием «Материал для создания презентации по истории). Закройте окно Internet Explorer и создайте мультимедийную презентацию с помощью Microsoft Power Point 2007, используя скачанную информацию, сохраненную на «флешке».

Требования к презентациям Microsoft Power Point (время создания 15 - 20 минут):

Использование графических картинок.

Применение различных стилей шрифта.

Применение зеленого, синего, оранжевого, желтого, черного цветов текста и фона.

Использование нумерации списков.

Общее количество слайдов - не менее 5, включая титульный слайд и содержание.

Закрепление изученного материала

Слово учителя информатики: В тематической последовательности представьте свои мультимедийные презентации Power Point объясняя последовательность выполнения работ и примененные команды.

Подведение итогов

Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками? - ответы 3-5 учеников с аргументированием своего мнения.

Вопросы на закрепление темы урока информатики:

Чему новому Вы сегодня научились?

Где можно использовать мультимедийные презентации?

Что понравилось на уроке информатики, а что нет?

Какие затруднения Вы испытывали при выполнении практической работы?

Слово учителя истории: В результате борьбы противоборствующих за лидерство в мире государств началась Первая мировая война. Она была захватнической по характеру для всех государств-участников, кроме Бельгии и Сербии, которые стали жертвами. Не смотря на агрессивную и уверенную настроенность Германии, план блестящей войны был сорван. И уже осенью 1914 года на всех фронтах Первой мировой войны инициатива перешла к государствам Антанты. На следующих уроках мы с Вами продолжим изучение данной теме, более детально останавливаясь на боевых действиях.

Оценивание учебных достижений учеников за домашнее задание и работу на уроке истории и информатики .

Домашнее задание

Всемирная история

Выучить понятия и термины.

Подготовить сообщение о российском генерале Александре Брусилове (готовит 1 ученик).

Информатика

Подготовить мультимедийную презентацию Power Point на самостоятельно выбранную тему.

2014-07-31 Дмитрий Королёв Версия для печати

В эти дни весь мир отмечает 100-летие со дня начала Первой мировой войны. Поводом к ней послужило сараевское убийство 28 июня 1914 года - убийство очень странное, сильно смахивающее на преднамеренную провокацию. За ним последовал заведомо невыполнимый ультиматум со стороны Австро-Венгрии к властям Сербии, которую Вена без особых обоснований обвинила в подстрекательстве к теракту.

28 июля Австро-Венгрия развернула военные действия против сербов, на что Россия, которая пыталась проявлять сдержанность и уговаривала своих балканских союзников идти на уступки - насколько это было возможно, ответила объявлением мобилизации. И пошло-поехало: 1 августа Германия объявила войну Российской Империи, 3 августа в войну вступила Франция, 4 августа - Великобритания.

Так начиналась величайшая трагедия, страшным итогом которой стали 10 млн. убитых и скончавшихся от ран и 20 млн. раненых из числа 74 млн. мобилизованных в вооружённые силы, да плюс к этому 10 млн. человек, умерших от эпидемий (знаменитая «испанка») и голода. Государства понесли колоссальные материальные потери; достаточно сказать, что только в боевых действиях на море были потоплены около 500 боевых кораблей, более 1000 вспомогательных и 6000 торговых судов.

Жан Жорес - социалист и борец за мир

А своеобразной прелюдией ко всемирной бойне стало совершённое 31 июля в обстановке охватившего Европу шовинистического безумия убийство популярного в народных массах французского социалиста Жана Жореса. Кстати, его убийца по фамилии Виллен так и не понёс наказания: в 1919 году его оправдал суд.

Жан Жорес (1859-1914), видный историк, известный политический деятель, депутат парламента с 1885 года, блестящий оратор и гибкий тактик, являлся лидером правого крыла Французской социалистической партии. Был он фигурой сложной и неоднозначной: его неоднократно сурово критиковал В. И. Ленин, и в советской историографии Жореса заклеймили как оппортуниста и реформиста, отвергавшего революционный путь борьбы за социализм в пользу «мирного преобразования» капиталистического общества в социалистическое. Он совершил немало ошибок: в частности, в 1899 году приветствовал вхождение социалиста Александра Мильерана в правительство Франции (т.н. казус Мильерана), что, по сути, являлось откровенным предательством социалистического движения.

Однако в историю Жан Жорес вошёл, прежде всего, как пламенный борец за мир, против войн и колониального угнетения, и именно выступления против войны и милитаризма, с одной стороны, принесли Жоресу заслуженное уважение и любовь в народе, а с другой стороны, вызывали бешеную ненависть к нему шовинистов - поджигателей войны. Правда, и в вопросах войны и мира Жорес допускал ошибки: он считал Антанту, оформившуюся в 1907 году, силой, способной предотвратить войну, - считал, не поняв агрессивной природы всех военно-политических блоков того времени, прикрывавших свои истинные устремления миролюбивой демагогией.

Жорес, кроме того, был основателем (1904 год) и первым редактором газеты «Юманите» (L"Humanite), с 1920 года ставшей центральным печатным органом Французской коммунистической партии.

Год печальных юбилеев. И ужасных событий...

В этом году, на протяжении всего месяца, мы отмечаем сразу три печальных юбилея: 100 лет со дня начала Первой мировой войны, 75 лет со дня начала Второй мировой и 50 лет с начала полномасштабной войны США во Вьетнаме.

Обращает на себя внимание то, что эти три события разделяют ровно 25 лет. Что это - случайность? Мистика? А может, вовсе и нет - возможно, в этом есть своя закономерность. В социологии принято считать, что поколения людей сменяют друг друга как раз каждые 25 лет. Причём с началом XX столетия развитие общества настолько ускорилось, что каждое новое поколение - это вправду поколение совсем других людей. Других по своему миропониманию и мироощущению, по своим вкусам и предпочтениям, по своей культуре («поколение джаза», «поколение рок-н-ролла», «поколение диско», «поколение рэпа» и т.д.), так что «отцы и дети» всё хуже понимают друг друга. В «седом» прошлом человечества такого не было.

И у каждого поколения, получается, своя Большая война. Экстраполируем теперь обнаруженную нами закономерность в последовавший исторический период. Через примерно 25 лет после Вьетнама произошёл распад СССР, потянувший за собою целый шлейф кровавых конфликтов отнюдь не только на просторах бывшего Союза. Ещё через четверть века, после очередной смены поколений - сегодняшняя война на Украине, которая неизвестно чем ещё завершится.

Так что 100-летие со дня начала Первой мировой войны мы отмечаем в особой обстановке - в тревожной атмосфере предчувствия новой Большой войны, чреватой непредсказуемыми и самыми печальными последствиями. Отмечается сей юбилей в обстановке, когда борьба за мир снова становится самым актуальным делом для всех прогрессивно мыслящих людей. Снова - после эпохи позднесоветских показушных кампаний за мир, вызывавших и до сих пор вызывающих насмешки интеллигентствующих обывателей, до недавнего времени воспринимавших войну как какую-то исторически далёкую от них абстракцию, их не касающуюся. А вот теперь война реально коснулась и нас - хотя ещё год назад никто и предположить не мог, что ТАКОЕ у нас возможно. Общество наше оказалось совершенно не готовым к войне, и теперь оно разрывается между переживанием ужасов, обрушившихся на простого («маленького», «пересічного») человека, и воинственным порывом истребить всех оппонентов-супостатов под корень!

Фаталистически заявлять о том, что новая мировая война неизбежна, неминуема, разумеется, было бы ошибкой. Но приходится констатировать, что вероятность такой войны растёт буквально с каждым месяцем, что мир неуклонно скатывается к войне. Столкновение на Украине интересов Запада (прежде всего США) и России слишком сильно и серьёзно; оно действительно порождено антагонистическими, непримиримыми противоречиями. Ставки в этой игре велики, отчего столь же велика и опасность того, что мировые державы не сумеют-таки прийти ни к какому соглашению, ни к какому даже самому «плохому миру» на Украине и перейдут в итоге к открытому вмешательству в украинский конфликт.

А ведь на фоне украинских событий мы перестали обращать внимание на Ближний Восток, где тоже накопилась колоссальная взрывоопасная масса. Где вот-вот готова заполыхать целая широкая дуга от Туниса до Афганистана. Она включает Ливию, Египет, Сирию, Ирак, Курдистан; но на первое место нынче выдвинулся палестино-израильский конфликт. Его масштабы сравнимы с войной на Донбассе; нарастающие боевые действия в секторе Газа, где плотность населения превышает 1000 чел./кв. км при почти полном отсутствии каких-либо природных ресурсов, вызовут огромные жертвы и настоящую гуманитарную катастрофу, которая в свою очередь способна вызвать очень жёсткий ответ от немалой части исламского мира.

Но ведь и это ещё не всё! У нас под боком к гражданской войне движется ещё и Молдова, которую её нынешние власти в преддверии предстоящих в стране выборов тянут «в Европу» вопреки отсутствию решающей поддержки данного курса в народных массах, вопреки категорическому неприятию идей евроинтеграции и «румынизации» в Гагаузии и Приднестровье, ориентированных на Россию и ТС.

Причины, которые могут привести к мировой войне сегодня, в сущности своей те же, что и 100 лет назад, - конфликт экономических и геополитических интересов держав, которых в советское время было принято называть империалистическими. Это: пытающиеся удержать мировое господство Соединённые Штаты, подчинившие себе Европу и Японию; восстанавливающая экономическую и военно-политическую силу и стремящаяся вернуть себе свои былые геополитические позиции (в т.ч. и в Зап. Европе!) Россия; полусоциалистический-полукапиталистический стремительно растущий Китай, дальнейшей экономической экспансии которого, так или иначе, препятствуют США. Борьба их за сферы влияния, за источники энергоресурсов и сырья и проч. - борьба, обострившаяся в условиях жестокого и до сих пор не преодолённого экономического кризиса 2008-201? годов, чреватого «перетечь» в новый, ещё более разрушительный кризис (!), - и толкает эти «центры силы» (в особенности Запад как «старый» центр, идущий к упадку, к утрате своих позиций в конкуренции с «новыми», «молодыми» силами) к самым решительным действиям, к соблазну использовать войну в качестве радикального средства решения социально-экономических и политических проблем. Толкает их, короче говоря, к авантюрам.

Мы не можем знать, каково реальное финансовое положение США, и делать достоверные прогнозы насчёт судьбы доллара и т.п. Однако нельзя исключать того, что Америка уже стоит перед угрозой дефолта, финансового, более того - системного краха, и именно это обстоятельство обусловливает и объясняет растущую агрессивность Вашингтона, его явное желание спровоцировать, используя конфликт на Украине, войну с Россией, втянув в неё своих союзников. А здесь и заложен «корень» угрозы, устранить которую можно, только удалив оный «корень», т.е. кардинально изменив всё экономическое и политическое мироустройство.

Уроки мировых войн - пойдут ли они впрок?

Из мировых войн необходимо извлекать уроки, проецируя их в настоящее. На мой взгляд, таких основных, крайне актуальных на сегодняшний день уроков три.

Во-первых , мировые войны всегда приводят к результатам, полностью противоположным тому, на что рассчитывают люди, их инициирующие. Ф. Энгельс ещё в 1886 году предсказывал: « [общемировая] Война... будет вестись только с целью помешать революции» . Перед господствующими классами «встаёт призрак социальной революции, и они знают только одно средство спасения - войну» . Однако война, которую во многом двигало стремление правящих кругов отвлечь народ от острых социальных проблем, направив его энергию на истребление других народов, в итоге как раз и ускорила революцию, победившую в России и охватившую, кроме того, Германию, Венгрию, Финляндию.

Второй урок , в общем, связанный с первым, состоит в том, что нагнетаемые в связи с подготовкой к войне и её ведением ура-патриотические, шовинистические настроения со временем не только сходят на нет, но и оборачиваются в прямо противоположную сторону. Так, Россия вступала в войну именно на такой, ура-патриотической волне, вступала в войну, объявленную, подобно войне 1812 года, Великой Отечественной, - и, собственно, поначалу в глазах русского общества она и была именно такой! Но уже менее чем через 3 года вконец измученный народ мечтал только о МИРЕ, хотел ТОЛЬКО его и делал свой выбор в его пользу!

Ведь большевики потому и победили в октябре 17-го, что предложили народу программу Мира - в противоположность всем остальным партиям, призывавшим вести «войну до победного конца». А с Миром был тесно связан и вопрос о Земле, который тоже не желали решать остальные партии, оттягивавшие его решение до созыва Учредительного собрания. Эти вопросы были связаны - ибо подавляющее большинство солдатской массы в серых шинелях составляли, как это водится, крестьяне, надолго оторванные от дома, от земли, от хозяйства, которое было взвалено на плечи их едва сводивших концы с концами жён и детей.

Сейчас некоторые российские историки - очевидно, с подачи У. Черчилля (его бестселлер «Мировой кризис» 1923 года) - убеждают, что, дескать, Россия стояла в шаге от победы, но победы её лишили большевики и революция. Вот пусть эти «умники» поставят себя на место солдат, проведших 3 года в окопах, полуголодных, обмороженных, заеденных вшами и затравленных газами, истосковавшихся по нормальной жизни, - и подумают, нужны ли были громадному большинству нашего народа пресловутые «плоды победы» в виде черноморских проливов и прочего!

Кстати, в вышеуказанном вопросе Черчиллю верить совсем нельзя. Даже если бы «счастливо избежавшая революции и победившая» Россия таки приняла участие в версальском переделе мира, её «союзнички» наверняка обманули б её! Вряд ли Англия и Франция позволили бы России завладеть проливами, чтобы вырваться на просторы Средиземного моря и развивать далее экспансию на Ближнем Востоке - в зонах интересов Великобритании и Франции. Эти две державы не позволили России решить указанные задачи в середине XIX века (Крымская война) и в 1878 году, когда Россию путём угроз лишили победных результатов войны с Турцией. Всё это отлично понимали и многие представители российской военной элиты - известна горькая шутка одного русского генерала о том, что плохо иметь англосакса врагом, но ещё хуже иметь англосакса другом!

Да и последовавшее после завершения Первой мировой войны развитие событий показало тщетность мечтаний об овладении черноморскими проливами и возвращении Царьграда в лоно православного мира. Потому как попытка англо-французских союзников и их греческих вассалов расчленить Турцию и превратить её в полуколонию вызвала мощный отпор турецких патриотов во главе с М. Кемалем.

Если война в сути своей несправедлива, ведётся в интересах олигархии, то и «патриотический» угар, возбуждаемый в начале её, может поддерживаться только непродолжительное время, обернувшись в итоге против самой «партии войны». Однако в тот начальный период войны, когда она ещё популярна в народе и пользуется его поддержкой, отношение к войне тех или иных политиков становится той лакмусовой бумажкой, что показывает их суть, их истинные интересы и цели.

Большая война, если смотреть шире - всякий исключительно острый внутри- и внешнеполитический кризис, вскрывает всю гниль, всю мерзость, какая только имеется в обществе, показывает наглядно «кто есть кто», полностью разоблачая предателей, трусов и случайных попутчиков. В этом, можно сказать, - «польза войны», и в этом состоит третий урок , который следует извлечь из опыта Первой мировой войны, перенеся его в наше время.

Главным оппонентом Жореса в рядах соцпартии выступал Жюль Гед, который считался, в общем и целом, «правоверным марксистом». Но именно Гед с началом войны вошёл в правительство, встав на позиции поддержки войны, выдававшейся им за «справедливую». Встал, как тогда говорили, на позиции социал-шовинизма.

А борьба за мир во всём мире и в своей стране требует принципиальности, даже если для этого приходится упрямо «идти против течения», зачастую требует самопожертвования, на которое и пошёл великий борец за мир Жан Жорес. И ещё - вместо абстрактно-пацифистских слёзных призывов типа «Давайте жить дружно!» - борьба за мир требует беспощадного разоблачения причин войны, без устранения коих предотвратить войну невозможно. Борьба за мир - это война за мир .

Одна из задач, которые ставят перед собой организаторы памятных мероприятий , посвященных столетию со дня начала Первой мировой войны - это вернуть нашему обществу знание о забытых страницах истории. Есть надежда, что вместе с таким знанием придет и осмысление уроков истории . Об одном из таких мероприятий рассказывает «Российская газета» .

Профессиональные дискуссии историков, усвоенные политиками, способны повлиять на разрешение многих современных конфликтов и споров, убежден спикер Госдумы Сергей Нарышкин . "Ведь из похожих конфликтов не раз разгорались большие "пожары" мировой истории. И корни их лежали не только в экономике, но в самом недопонимании народов, в незнании культуры друг друга", - заявил Нарышкин, открывая в понедельник дискуссию на международном круглом столе "Первая мировая война: культура и память", организованном ЮНЕСКО и Российским историческим обществом в Париже .

Далеко не все в нынешней ситуации верили в успех этого мероприятия. Но за круглым столом оказались авторитетные историки, парламентарии, деятели культуры не только из России и Франции, но и Сербии, Финляндии, Германии, Литвы, Латвии, Великобритании, Польши.

Многие страны мира переосмысливают уроки Первой мировой, отметил Нарышкин, выразив большое уважение тем, кто, "несмотря на все давление и оголтелую пропаганду, продолжают развивать международные контакты". Председатель Госдумы считает, что "в сегодняшних условиях на фоне известных событий в международной политике вокруг глубочайшего политического кризиса, который в настоящее время раздирает Украину ", такие встречи исключительно важны. "Только диалог, совместный, без конфронтации, осмысление как прошлого, так и настоящего откроют нам дорогу к действительно общему будущему, к созданию Европы без раздельных линий".

Спикер Госдумы рассказал, что делает Россия в преддверии знаменательной для всего мира даты: 1 августа стало Днем памяти воинов, погибших в 1914-1918 годах, завершается подготовка к установке памятника Неизвестному солдату Первой мировой , началась оцифровка картотеки потерь на фронтах этой войны, реализуется проект, целью которого является сбор материалов из семейных архивов, проводятся образовательные и научные конференции.

Директор Госархива России Сергей Мироненко сообщил о подготовке мультимедийной выставки , которая "с фотографической точностью" покажет историю войны. Руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов сообщил новость - на сайте военного исторического архива выложены секретные документы той войны - все инвентарные описи - "это полный набор старой русской армии", доступный и в Москве, и в Варшаве - везде.

Участники дискуссии, среди которых были и потомки тех, кто воевал на фронтах Первой мировой, утверждали, что война нанесла неисполнимый духовный ущерб всей Европе. В 1914 году каждый из враждебных лагерей шел на Первую мировую войну "под флагом "защиты национальной", напомнил Сергей Нарышкин. Деятели искусства и науки разных стран, дружески сотрудничавшие до войны, разрывали связи, обвиняли друг друга, чужие государства и народы. "Нельзя забывать и то, что именно межвоенная Европа стала местом появления нацистской идеологии", - подчеркнул Нарышкин, заметив, что популярность таких взглядов не ограничивалась пределами одной страны - "в тот период движения фашистского толка не были редкостью".

"Хочется надеяться, что современный мир усвоил главные уроки прошлого. И задачей тех, кто в ответе за культуру, всегда будет сближение народов, а не противопоставление их друг другу", - заявил спикер, заметив, что, по крайней мере, об этом свидетельствует деятельность таких организаций, как ЮНЕСКО. Нарышкин считает, что эта организация заслуживает самой серьезной поддержки. Наша страна ее оказывала на протяжении шести десятилетий и будет делать это в дальнейшем.

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша история Судьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новости Военным пенсионерам Работающим пенсионерам